Я попала в автошколу во Франции волей случая: переехала жить в эту страну, и выяснилось, что мои украинские права действительны всего лишь год. А дальше…. пересдача! В общем, мне пришлось отправляться в автошколу с нуля, покорно задвинув в дальний ящик все свои навыки и опыт. И амбиции автомобильного журналиста заодно.
Во Франции за рулём все – от молодёжи до ветхих старичков. Ну, а в провинции без машины вообще никуда – тут и до булочной-то за свежим хлебом приходится в некоторых случаях ездить по семь километров. Так что учат тут вождению основательно, и места в автошколах не простаивают.
Школы принимают желающих поучиться по вечерам, так как львиная доля слушателей – это студенты и ученики старших классов, которые днем ходят в обычную школу. Во Франции можно начинать водить машину с 16 лет – но только в присутствии опытного родителя-водителя. Это называется “вождение с сопровождением”. В 16 лет можно ездить за рулем, если рядом сидит кто-то с водительским стажем не менее 5 лет и без злостных нарушений. А вот уже официальный экзамен на получение самостоятельных прав сдается в 18 лет – это минимальный возраст автомобильной сознательности во Франции. Есть еще определенная категория транспортных средств, на управление которыми права вообще не нужны, но это предмет для отдельной истории, которую я вам обещаю рассказать в ближайшем будущем.
Итак, я в школе. Состав народа – девочки и мальчики (уж простите), годящиеся мне с небольшой натяжкой в дочки-сыночки. Так что я сижу на первом ряду, как и положено отличникам, и старательно разбираюсь в терминологии французских правил.
Примечательно, что никто и не подумает даже отмечать, ходишь ли ты на занятия по теории! Дело твоё: ты в получении прав заинтересован больше своего инструктора. Курсы по теории читаются у нас в школе четырежды в неделю, и слушатели приходят на них, когда могут. Если ты можешь приходить раз в неделю – пожалуйста, но так и будешь ходить полгода, пока не выучишь. Ну, а вождение изучается до тех пор, пока инструктор не скажет, что ты готов сдавать экзамен. Тут уж от личных талантов и сообразительности больше зависит.
Сама система обучения похожа на украинскую и состоит из двух курсов, которые пересекаются постоянно. Минимальный набор часов с инструктором – это 20 часов вождения. К тому же, помимо просто рулёжки и шлифования местных круговых перекрестков, инструктор постоянно натаскивают тебя на базовые знания об устройстве автомобиля и систем, а также на коварстве правил дорожного движения.
Нет-нет, тебя не попросят объяснить устройство карданного вала или описать принцип действия роботизированной трансмиссии DSG. Но понимать общие правила работы АВS, парктроника и круиз-контроля – будьте добры. Тут у меня, конечно, огромный гандикап перед всей молодежью, потому что об этих нюансах я могу беседовать часами.
А вот что мне не понравилось, так это огромное количество информации, которая к вождению имеет весьма косвенное отношение. В частности, экономическое вождение – вещь, конечно, нужная, но чтобы вводить по нему 4 вопроса на экзамене? Как по мне, это слишком. И еще сложно перестроиться на то, что в экзаменационных билетах может быть и два, и три правильных ответа. На мой взгляд, это существенно усложняет задачу начинающим водителям.
Ну, и напоследок, о самом важном: это очень дорого. В нашей глубинке курс теории с минимальным набором часов вождения стоит 1026 евро, это достаточно весомо даже для французов. Даже с их зарплатами. Ну, а при повторных пересдачах, проживании в большом городе или прочих сложностях эту цифру очень легко дотянуть до двух тысяч. Лично у меня в этой точке начинается легкий нервный срыв, ведь все, что нужно украинцам для обмена прав во Франции без этих изнуряющих экзаменов и финансовой кабалы – это просто соглашение между двумя нашими странами на государственном уровне. Например, как с Японией. Которая даже ездит по другой стороне, и руль у них справа. А права свои проживающие во Франции японцы меняют в течение месяца без всякой головомойки. Вот вам и международное признание.