
Каким должен быть обязательный технический осмотр (ТО) в Украине?
Общеизвестно, что в рамках Соглашения о ассоциации с ЕС Украина обязалась присоединиться к Директиве 2009/40/ЕС о введении обязательного ТО с акцентом на экологическую безопасность транспортных средств (ТС) и Верховная Рада приняла Закон, согласно которому уже через 11,5 месяцев с 01.01.2018 года в Украине вводится ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР для ВСЕХ авто.
Что я думаю по этому поводу? С одной стороны, я вместе с моими друзьями – джиперами Воином, Подводником, Алексисом Липириди, Штюрманом, Вовком, Остапчуком, Диким и другими, был организатором акции протеста автомобилистов 5-6 февраля 2009 года под ВР против повышения транспортного сбора и коррупционного техосмотра. А потом вместе с коллегами ходил к экс-Президенту Януковичу , “гнул шапку”, убеждал (и убедили!) его отменить тогдашний ТО, а точнее, “торговлю талончиками ТО работниками ГАИ” ( ведь почти никто тогда чесно ТО не проходил, это была просто “кормушка”).
А с другой стороны, я понимаю, что небезопасные авто на дорогах несут угрозу не только их владельцам, но и окружающим водителям (на моих глазах однажды оторвалось колесо у “копейки”, и как- то прямо перед моим авто перевернулась фура).
Поэтому я, как законопослушный гражданин, буду выполнять Закон об обязательном ТО всех авто, но сделаю все возможное, чтобы новый ТО снова не превратился в коррупционную кормушку..
Каким я вижу новый техосмотр? Только таким, как в Европе! В отличие от людей, которые не бывали в ЕС, но громче всех кричали о Европе, я часто бываю в ЕС, могу объективно оценивать и вовсе не идеализирую ЕС, но их подход к ТО мне в основном нравится.
Итак, как проводят ТО в ЕС, как вижу его я и что предлагают украинцам наши чиновники?
1) Техосмотр в ЕС проводят только СТО, аккредитованные либо объединениями автомобилистов (например, ADAС в ФРГ), либо зарекомендовавшие себя ТЮВ или ДЕКРА. Главный критерий – наличие сертифицированного автозаводом оборудования и программного обеспечения для диагностики авто. Чиновники в ТО не вмешиваются вообще.
СТО, которые проводят проверку техсостояния авто (в том числе, и дилерские СТО), могут и отремонтировать (привести в порядок) ТС. Более того, если на СТО во время проведения ТО будет обнаружена неисправность, которая угрожает безопасности ДД, то авто просто не выпустят с СТО (только на эвакуаторе), предложив его отремонтировать тут же. Будете упорствовать и захотите уехать на не исправном авто? Вызовут полицию!
А что предлагают наши чиновники?
А) Автодилерам вообще запретить проверку техсостояния авто;
Б) Аккредитовать СТО для ТО будет “уповноважений державний орган”, т.е. сами чиновники, и основанием для получения разрешения на проведение ТО, надо полагать, будет не наличие оборудования и ПО для диагностики , а коррупционные или родственные связи с нужными чиновниками.
В) Так называемое обучение специалистов по ТО также будут проводить государственные центры.
Понятно, что такая схема приведет снова к возврату того самого “коррупционного техосмотра”, который мы общими усилиями отменили! И, кстати, я не только не стыжусь того, что для достижения этой цели пришлось “на поклон ходить” к экс-Президенту, но и горжусь, что приложил руку к отмене этой “кормушки”. И возврат “кормушки” мне не нравится…
2) Новые авто возрастом до 3-х лет, которые находятся на обслуживании у дилеров, в ЕС ВООБЩЕ не проходят ТО! Я поддерживаю эту норму и у нас тоже планируется, что для авто возрастом до 5 лет подтверждением о прохождении ТО будет сервисная книжка с отметкой уполномоченного СТО.
3) В ЕС при прохождении ТО основной акцент делают на экологичность и безопасность авто. Тоже самое предлагают сделать и у нас. Я понимаю, что экологичность авто – это очень важно, но я бы основной акцент сделал бы на безопасности автомобиля. Ведь не секрет, что менее чем через год 60-70% украинских иномарок (особенно те, у которых вырезан катализатор – нейтрализатор выхлопных газов из выпускной системы), ТО без взятки не пройдут!
При этом старенькие «Москвичи» при отсутствии у них проблем по безопасности ДД ТО пройдут, так как для них по экологии при проверке более низкие требования (также проходят ТО без проблем в ФРГ старые «Вартбурги» и «Трабанты» родом из ГДР), а вот иномарка не пройдет, хоть владелец и будет объяснять, что он купил авто уже с вырезанными катализатором и сажевыми фильтрами.
Поэтому на переходном этапе я бы поставил во главу именно безопасность, а не экологичность! При этом исключил бы из постановления Кабмина, которое регламентирует порядок проведения ТО, ненужные или незначимые операции при проведении ТО. Скажите, зачем при ТО проверять исправность кондиционера или счетчика пробега ? Или наличие сколов на дисках и ржавчины на кузове? Как это влияет на безопасность автомобиля? Никак!
4) В ЕС СТО несет полную ответственность за результат ТО, государственного контроля в стиле “один с сошкой и семеро с ложкой” не существует. Поэтому я категорически против попыток чиновников контролировать сами СТО и процесс проведения ТО, так как это значительно повысит стоимость ТО для украинцев. И это не только расходы на мзду чиновникам- контролерам. Например, попытка ввести требования по обязательной видеофиксации процесса ТО и хранения этой информации не менее 5 лет приведет к тому, что СТО будет обязано расширить штат (ввести должность видеооператора) и отказаться от сторожа дяди Васи, заключив договор с госслужбой охраны (ведь информацию о ТО надо охранять). Насколько увеличится стоимость ТО?
5) Ввести жесткую ответственность СТО за проведенный ТО, как в ЕС, с обязательной выдачей водителю на руки копии распечатки проверки техсостояния с диагностического стенда, сохраняя оригинал, тем самым уменьшив вероятность проведения фиктивного ТО “куму, свату, брату”.
6) В ЕС автомобиль, в котором установлены несертифицированные комплектующие или запчасти с “разборок” (кроме запчастей, официально проданных автомагазинами при шротах после утилизации старых авто), техосмотр не пройдет. Я понимаю, что в наших условиях стремительного обнищания населения такие нововведения могут быть преждевременны, но вот требования выдавать документы и гарантийные обязательства после любого ремонта или вмешательства в авто необходимо ввести. При этом СТО при возникновении проблем при ТО при необходимости вправе будут потребовать от автовладельца соответствующие документы.