Гройсман сделает украинские дороги безопаснее, чем в Европе?
Своим распоряжением от 14.06.2017 г. Кабинет Министров Украины утвердил «Стратегию повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине до 2020 года». В ней описаны проблемы и методы решения для снижения смертности на украинских дорогах.
На первый взгляд, это не традиционный для нашего руководства декларативный документ – в конце Стратегии обозначены четкие цели, за которые через три года Кабинет Министров и его глава Владимир Гройсман должен ответить. Если до того времени действующий состав Кабмина сохранится, конечно. Хотя в истории нашего государства еще не случалось, чтобы правительство удерживалось дольше пяти лет.
Итак, согласно Стратегии, до 2020 года правительство должно добиться двух четких показателей:
Первый – это уменьшение количества погибших и травмированных вследствие ДТП украинцев на 30% (по сравнению с показателем 2016 года).
Второй – уменьшение очень важного показателя, который сильно связан с первым – количества погибших в ДТП на 100 тыс. населения. Если в 2016 году он составлял 8 человек, то в 2020 должен уменьшиться до четырех. То есть вдвое!
Насколько реальны эти обещания? Попробуем разобраться.
Сейчас средний показатель погибших в ДТП на 100 тыс. населения в Западной Европе составляет в среднем составляет 5 человек на 100 тыс. То есть достичь его за три года в Украине будет малореально даже если данная Концепция будет выполнена на 80%.
Кабмин выделил 15 главных причин ужасающей ситуации на дорогах, и на первом месте – отсутствие единого органа власти, который систематически будет заниматься этой проблемой. Ранее безопасностью движения занималось ГАИ (как могло), а теперь в законе о Нацполиции такая обязанность исчезла. Да и нельзя только карательными методами добиться повышения безопасности.
На круглых столах, встречах с иностранными специалистами, парламентских слушаниях прочих митингах всегда звучал один вопрос – а кто является «крайним» или же главным, за повышение безопасности на наших дорогах? Если в стране создадут институт, у которого будет поставлена задача влиять на эти вопросы – дело может сдвинуться с мертвой точки. Если нет – непонятно кому выполнять данную стратегию. Ведь задач в ней много, и все они по большому счету правильные. Но вот какой именно госорган должен выполнять их и какие сроки исполнения – непонятно. А в менеджменте это первый признак того, что задача не будет выполнена.
В постановлении, вводящем в действие данную стратегию, указаны 7 министерств, которые должны разработать комплекс мер, отвечающей данной стратегии. Но опять же не указана конечная дата выполнения этого задания. И какоре из них возьмется за эти проблемы. А если никто не посчитает проблему «своей»?
Более того, многие вопросы находятся вне компетенции данных министерств и ведомств. Например, фото- и видеофиксация нарушений правил дорожного движения, в том числе за превышение скорости и проезд на запрещающий сигнал светофора, не работают до сих пор из-за несогласованности законодательства. А изменить законы могут только народные депутаты. Впрочем, у Кабмина есть право законодательной инициативы, так что для решения данного вопроса нужна воля главы правительства.
На решение всех эти вопросов осталось не так уж много времени – чтобы хотя бы разработать меры по улучшению безопасности, нужно как минимум полгода. То есть 2017 год, фактически потерян. Останется еще три, за которые настолько кардинально изменить сознание украинских водителей практически нереально. В странах Западной Европы к нынешнему низкому уровню смертности шли десятилетиями, и на это потребовались усилия не только государств, но Евросоюза в целом. Например, по требованиям к безопасности автомобилей.
Надеяться, что из-за строительства более качественных дорог, которые сейчас активно происходит, показатели смертности уменьшатся, также не стоит. Помните «дорогу смерти» Киев-Одесса, когда она была в хорошем состоянии? Чувствуя безнаказанность, наши сограждане устраивали на ней заезды на скорость, и гибли десятками. У нас сейчас ситуация повторяется – новый асфальт кладут, а хотя бы разметку на нем сделать забывают. Не говоря уже об отбойниках, безопасных разворотах и поворотах, знаках и информационных табло.
Опыт стран Западной Европы говорит о том, что снижение смертности на дорогах возможно лишь тогда, когда эта идея станет национальной, общей для всех граждан страны. И за ее выполнение будет ответственный. Орган, человек или группа должностных лиц. Принятая Кабмином Стратегия дает надежду на улучшение ситуации на дорогах. Но есть очень большие сомнения, что ее выполнят и результаты будут достигнуты. А ведь это – жизни наших сограждан.