Гадание на нефтяной гуще, или что было и будет с ценами на бензин
С Новым 2017 годом и наступившим Рождеством вас, дорогие друзья! Давайте не будем нарушать обычаи/традиции наших предков и немножко погадаем в сочельник. Но не на «суженного-ряженного» и не на будущий урожай, а, скажем, на уровень цен в сетях АЗС. Всякое гадание, как известно, состоит из трех обязательных частей: «Что было», «Что будет» и «Чем душа успокоится», вот и мы не будем нарушать порядок.
Итак, часть первая. «Что было»
Новый 2017 год уже начался, изменения в Налоговый Кодекс вступили в силу, «правила игры» обновлены… Ждем позитивных новостей с рынка? Не уточните каких, позвольте полюбопытствовать? Ах, снижения цен… Ну, это вы погорячились! Скажите мне как автомобилист автомобилисту: если двигатель стал непомерно «жрать» топливо, а на фирменном сервисе вам натерли силиконом резину, смазали дверные замки и даже отполировали потускневшие фары – это поможет? Вот, тот же случай! А все потому, что не устранена главная причина, влияющая на расход топлива. Зато ваш автомобиль выехал из пресловутого сервиса как «новая копейка»! Не в смысле – вы загнали туда свой «Мерседес», а выехал оттуда уже ВАЗ-2101! А в смысле как новая – с виду! А капот, разумеется, где и кроется основная проблема, никто не открывал и даже не собирался…
Не поняли аналогию? Попробую объяснить. Под пресловутым «капотом» проблемы ценообразования в розничном сегменте рынка нефтепродуктов «сидят» две составляющие: стоимость нефтепродуктов на внешнем рынке (а мы знаем, что более 85% потребления в Украине обеспечивается за счет импорта) и (основная составляющая!) курс гривны по отношению к базовым валютам расчетов (доллар США и евро). Или, если угодно, стоимость наших денег, потому как все налоги (а они составляют половину от розничной цены) начисляются государством именно в валюте, не имеющей хождения в стране как валюты платежей.
Парадокс? Еще какой, особенно если учесть, что план сборов налогов Минфин себе, родимому, все же определил именно в украинской гривне, защитив себя таким образом от любой, даже галопирующей инфляции национальной валюты, как результата деятельности Национального Банка Украины. Но это уже тема другого повествования. На эти два фактора ни мы с вами, как конечные потребители, ни владельцы розничных сетей АЗС, к величайшему сожалению, никак повлиять не могут.
К тому же, «титаническими» усилиями НБУ, под руководством лучшего банкира центральной Европы (исключительно по версии назначившего ее президента), за последние 3 года нас сделали в 3,3 раза беднее (курс вырос с 8,15 до 27,5 грн/$, а зарплаты и пенсии практически остались на том же уровне), из-за чего наша покупательская способность с завидной резвостью «нырнула» под «планку» розничных цен не только на нефтепродукты, но и на многие товары первой необходимости, которые также имеют валютную составляющую.
Таким образом, наши возможности и уровень цен имели, как любят выражаться некоторые политические эксперты, разновекторную направленность: возможности покупателя резко падали, а цены, наоборот, демонстрировали стремительный рост. Весь 2016 год вместо того, чтобы принять меры к руководству НБУ и прекратить стремительную инфляцию в стране, на Банковой и Грушевского пошли по испытанному уже «совком» методу и попытались «назначить» виновного за рост цен, т.е. владельцев АЗС. С помощью «джинсовой» части представителей древнейшей профессии ( не совсем той, о которой вы сразу подумали!) в СМИ широко растиражировали «ценные указания» Премьера Антимонопольному Комитету Украины примерно наказать «зажравшихся» трейдеров и снизить цены на нефтепродукты.
Одним словом, общими усилиями ответственность за явные провалы правящей чиновничьей «гвардии» в экономике была возложена на внутреннего (торговые сети) и внешнего (РФ и сепары) врагов. Оживленная дискуссия по поводу придуманного «джинсовыми» журналистами штампа «цены на нефть падают, а у нас цены на бензин растут» привела к тому, что высокими ценами на нефтепродукты, а не собственными просчетами и бездеятельностью, начали объяснять буквально все: от цен на услуги парикмахера до падения ВВП. Дошло до того, что однажды, покупая куриные яйца у сельской бабушки на мой вопрос почему это яйцо уже стоит 4 грн/шт, получил ответ «Так а бензин сейчас почем?!». Сильно сомневаюсь, что эта 80-летняя, как минимум, бабушка (дай ей Господь здоровья!) приехала торговать под рынком на собственном кабриолете…
Да, все это безобразие в 2016 году было, и хочется надеяться, что прошло… А мы переходим ко второй обязательной части нашего «гадания».
Продолжение следует