Carsharing: шара или кара?
“Зачем хранить дома молоток, если гвоздь надо забить пару раз в год?” или “Зачем мне личный автомобиль, если он мне нужен 2-3 раза в день по 30 минут”. А ведь и правда, зачем?
Беру калькулятор и попробую просчитать во что может вылиться этот шаринг в Киеве при ежедневном использовании. Для сравнения то же самое прикину если ездить на своем авто и если брать такси.
Личный автомобиль
Для расчета принимаем, что автомобиль класса Volkswagen Golf в средней комплектации стоит около 25 000$ и эксплуатировать мы его будем 5 лет.
Сначала прикинем пробег. Дом-работа с учетом пробок 2х10 = 20 х 5 дней = 100 км, одна поездка по делам – 8 км в день х 5 = 40 км, за покупками в выходные – 2 х 5 = 10 км, выезд на природу/кино/друзья – 2*10 = 20 км.
Итого 170 км в неделю или 675 км в месяц.
Тут, чтобы получить цифру в деньгах, нужно еще немного поморщить лобик. Стоимость 1 км пробега равен: ТО – 5000 грн на 10000 км = 0.5 грн, топливо – 10л на 100 км при стоимости 20 грн за литр = 2 грн. Итого: 2,5 грн / км.
Также сюда добавим такие важные параметры как амортизация, страховка и стоимость денег. В нашем случае новый Golf через пять лет по данным Автобазара стоит в среднем 14 000$, т.е. усушка 11 тыс или 183$ в месяц. Умножаем на курс доллара 27 и получаем, что амортизация составляет 4941 грн. Страховка: 8160 в год или 680 грн в мес. Стоимость денег рассчитаем из того, что если бы мы эти 25 000$ положили на депозит в банк под 5% годовых, то имели бы в месяц 104$ или по курсу 2808 грн.
Итого: 675 км * 2,5 грн = 1687,5 + 4941 + 2808 + 680 = 10 116,5 грн в месяц.
Carsharing
Учитывая, что плата за аренду автомобиля в минутах, прикинем сколько в среднем требуется времени в неделю. Дом-работа с учетом пробок 2х40 мин = 80 х 5 дней = 400 мин, одна поездка по делам – 30 мин в день х 5 = 150 мин, за покупками в выходные – 3 часа = 180 мин, выезд на природу/кино/друзья – 5 часов = 300 мин.
Итого 1030 мин в неделю или 4635 мин в месяц. Если взять стоимость около 2 грн в минуту (поскольку в Украине еще нет таких компаний, эту цифру я вывел как среднюю по Москве), то месяц обходится 9 270 грн.
Такси
Тут можно посчитать прямо в деньгах. Дом-работа 2 х 75 = 150 х 5 дней = 750 грн, одна поездка по делам – 100 грн в день х 5 = 500 грн, за покупками в выходные – 2 х 60 = 120 грн, выезд на природу/кино/друзья – 2*90 = 180 грн.
Итого 1 550 грн в неделю или 6 975 грн в месяц.
А теперь давайте составим табличку, в которой отразим достоинства каждого типа использования авто.
Такси | Carsharing | Свое авто | |
Не нужно иметь значительную сумму свободных денег | + | + | – |
Всегда можно уехать | – | – | + |
Не нужны права | + | – | – |
Можно делать дальние поездки | – | – | + |
Не отвечаешь в случае ДТП | + | +/ – | – |
Место для хранения вещей | – | – | + |
Не нужно оплачивать парковку | + | + | – |
Не нужно оплачивать бензин | + | +/- | – |
Стоимость эксплуатации в месяц, грн | 6 975 | 9 270 | 10 116,5 |
Получается, что совместно используемое авто это примерно тоже самое, что такси, только дороже и водить нужно самому. Также добавляется ответственность по соблюдению правил дорожного движения и хлопоты в случае повреждения или попадания в ДТП.
Конечно же пока не появится реальный опыт все это только теория и будет она таковой, как мне кажется, еще очень долго. Если у нас до сих пор не смогли наладить цивилизованный сервис по прокату авто, то о Сarsharing можно пока только писать блоги и читать как это работает в других странах.