| | О том, что означает эмблема Opel, спорят с середины прошлого века. Одни видят в ней молнию, другие – латинскую «Z», третьи – зигзаг швейной машинки. Но все куда проще. |
| Основатель Адам Опель Сын кузнеца прославился как фабрикант швейных машинок и велосипедов. Но до первого авто имени себя не дожил. |
|
|
1862
| Cамая популярная наклейка на «Опелях» гласит: «Господь Бог создал мир и Адама. Опеля». Парадоксально, но этот слоган вполне мог иметь место задолго до рождения самобеглых экипажей. Ведь сам Опель (1837–1895 гг.) никакого отношения к автомобилям не имел. Зато прославился своими швейными машинками – в конце XIX века его продукция занимала четверть европейского рынка. Именно на этих машинках в 1862 году появилась самая первая опелевская эмблема: витиеватые, по моде тех лет, инициалы «А» и «О». |
1866
| Завоевав больше половины внутреннего рынка швейных машинок, причем как бытовых, так и промышленных, в 1866 году Адам Опель обратился к производству новой модной вещицы – велосипеда. Именно на нем появилась не просто эмблема, а целое панно: изображение велосипедиста, богини победы Виктории и надпись Victoria Blitz, обозначающая «молниеносная победа», что в точности соответствовало действительности. Уже через восемь лет Опель стал крупнейшим в Германии производителем велопродукции. |
1901
| Это же панно перекочевало и на фронтоны радиаторов первых автомобилей фабрики Adam Opel und Sohns, основанной в 1899 году пятью сыновьями Опеля. Сначала это была модель, разработанная местным умельцем Фридрихом Лутцманном. Затем братья приобрели лицензию на выпуск куда более совершенных малолитражек французской компании Darracq. А вот для появившихся через пару лет мотоциклов Opel разработал свой особый знак – стилизованный автограф того же Адама Опеля. |
1910
| C ледующей эмблемой завод обязан своему главному покровителю –князю Эрнесту Людвигу фон Хессе. В 1910-м, обсуждая с кайзером Германии поставки автомобилей для армейских нужд, на полях одного из документов Хессе нарисовал «глаз Опеля». Получив выгодный госзаказ, братья не преминули увековечить эту эмблему, без особых изменений просуществовавшую четверть века, даже не смотря на то, что в 1929-м фирму перекупил GМ, который полностью сменил опелевские стилистику и модельный ряд. |
1928
| Этот же «глаз Опеля» стал отправной точкой для мотоциклетной эмблемы фирмы. Производство байков, приостановленное в 1907 году в связи с обвальным спросом на «Опели» четырехколесные, решено было возобновить в 1928-м. Для лучшей технологичности (на мототехнике эмблему традиционно отштамповывают на топливном баке) сине-золотистый фон «глаза» сменили на красно-белый и упразднили лавровый венок – символ спортивных успехов автомобильной марки. |
1935
| В 1935-м, когда Германия готовилась к проведению Олимпийских игр, Opel выпустил малолитражку, получившую символическое название Olympia и эмблему с изображением дискобола. В марте 1936 года у марки появилась первая накапотная фигурка в виде одной из самых передовых технических конструкций тех лет – дирижабля. Его стилизованное изображение, вписанное в символ движения сухопутного – колесо, вскоре перетекло в плоскостное изображение и устанавливалось на самых дорогих моделях фирмы. |
1954
| На первой послевоенной модели дирижабль больше напоминал ракету (острословы прозвали ее «сигарой герра Адама») – новый символ технического прогресса. Рекламные ролики фирмы тех лет часто использовали ракетно-авиационные мотивы (автомобили «позировали» на фоне авиалайнеров) и лозунг «Под знаком прогресса». Дальнейшая абстракция превратила ракету сначала в стрелу, затем в торпеду и только потом в молнию, ставшую лейтмотивом всей последующей истории эмблемы Opel. |
1962
| Как вы помните, слово Blitz уже упоминалось в логотипе фирмы, более того – в начале века компания использовала его для обозначения линейки своих спортивно-гоночных велосипедов. И наконец в 1936–1954 гг. была построена одноименная модель грузовика, настолько удачного, что его по лицензии выпускал даже Mercedes. Причем не только во время, но и после Второй мировой войны. И именно на трехтонке Blitz впервые появилось схематическое изображение «зигзага удачи», которое легло в основу современной эмблемы фирмы. |
1970
| C тех пор «молния» украшает фронтоны всех легковых и коммерческих автомобилей Opel. Этот логотип много раз подвергался модифкациям, таким образом отражая процесс эволюции самого бренда. Но основной элемент – вписанный в круг зигзаг оставался неизменным. А год назад схематическое изображение молнии на эмблеме стало четче и больше похоже на знак Opel, устанавливаемый на решетку радиатора. Новая «зигзаг удачи» стал объемным, а оттенок желтого на логотипе излучает тепло. |
2008
| В конце 2007 года немецкий концерн запустил абсолютно новую имиджевую кампанию и внедрил новые слоган бренда и рекламный логотип: discover Opel. В переводе с английского слово discover имеет несколько значений: «открой», «узнай», «познай», «исследуй»… Тем самым опелевские маркетологи стремятся привлечь внимание потребителей к сильным сторонам и преимуществам марки, к ее готовности к постоянным инновациям. |
Сергей Суховский
Фото Opel и General Motors
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: