Забытое прошлое
С Формулой-1 все понятно – ее история расписана чуть ли не по минутам. В то же время истоки WRC покрыты мраком, хотя первый раллийный чемпионат мира состоялся на 20 лет позже формульного. А ведь вначале было ралли…
С Формулой-1 все понятно – ее история расписана чуть ли не по минутам. В то же время истоки WRC покрыты мраком, хотя первый раллийный чемпионат мира состоялся на 20 лет позже формульного. А ведь вначале было ралли… |
Как выяснилось, корни ралли очень глубоки. Распутывая туго переплетенный клубок из всевозможных дисциплин, серий и формул, мы дошли до самых первых автосоревнований. Состоявшийся в 1894 году Concours de Voitures большинство историков называет даже не гонкой, а пробегом по маршруту Париж – Руан. Ведь главной целью «конкурса» было не соревнование как таковое, а сам факт того, что «самобеглой коляске» по плечу 127-километровый маршрут. Отсюда и весьма витиеватое как для гонок определение цели соревнования: «Выяснить практичность автомобилей и сравнить различные системы, предложенные изобретателями».
А все дело в том, что привычному нам автомобилю с ДВС на тот момент стукнуло только 8 лет от роду и его преимущество перед иными конструкциями (в первую очередь паровиками, электромобилями и колясками, приводимыми в движение сжатым газом) не было столь однозначным, как в конце XX века. А ведь в то время был легион иных, еще более оригинальных концепций. Так, транспортные средства 25-ти из 102-х энтузиастов, подавших заявки на участие, приводились в движение электропневматическими системами, гидравлическими насосами, системами гирь и противовесов. О принципах работы автомобилей, движущихся «при помощи сжатого воздуха», «на сжатой воде» и «с использованием силы земного притяжения», можно только догадываться. Жюри понимало, что участники в таком количестве наверняка будут создавать помехи друг другу, поэтому после тщательной технической комиссии к старту были допущены только 28 экипажей.
Ну чем не ралли?
Во всем остальном пробег был… самым настоящим ралли! Так, участникам предстояло не просто преодолеть трассу, но уложиться в определенные временные рамки – 12 часов. То есть во главу угла ставилась не максимальная скорость, как в кольцевых автогонках, а «равномерность хода», для чего вводилась норма средней скорости. Присутствовали и другие атрибуты классического ралли: раздельный старт, ПКВ (пункты контроля времени), обязательное наличие кодрайвера – правда, тогда он больше выполнял функции механика, чем штурмана. Даже маршрут гонки и спонсоры были типично раллийными. Так, трасса пролегала по дороге, соединяющей Париж и Руан, а «титульником» и соорганизатором гонки выступала парижская газета Le Petit Journal. Впоследствии именно всевозможные издания (Paris Match, Eqipe, Daily Mirror, VSD, NY Нerald Tribune и т. д.) поддерживали раллийные и марафонские начинания от Rallye Monte-Carlo до Paris–Dakar.
Как и на сегодняшних этапах WRC, венчал соревнование торжественный обед с шампанским, которому предшествовали (еще одна традиция ралли) длительные заседания. Как ни смешно, но уже тогда при выявлении победителя возникли разногласия. Так, финишировавший первым и развивший самую высокую среднюю скорость (22,41 км/ч) маркиз де Дион ехал на паровике собственной конструкции без «штурмана». Сочтя это нарушением регламента, жюри «по совокупности выявленных качеств» решило присудить первый приз… двум (!) экипажам, занявшим к тому же второе и четвертое (!) места. Это были автомобили Peugeot и Panhard et Levassor с 3,5-сильными ДВС конструкции Готлиба Даймлера.
Впрочем, первые соревнования удались – об этом свидетельствовали не только страсти с определением победителей, но и многочисленные отклики в прессе. Автомобильный спорт родился! А вместе с ним и ралли. В мае следующего года примеру соседей последовали итальянцы, проведя аналогичный пробег по маршруту Турин – Асти – Турин. И лишь месяцем позже, в июне, состоялась гонка Париж – Бордо – Париж, в которой решающим фактором для определения победителя являлась максимальная скорость.
Осторожно, гонки!
Увы, тут же возникли противоречия между потенциалом автомобилей, качеством дорог и мерами безопасности. Мощность двигателей росла, чего нельзя было сказать об эффективности тормозов. Даже самые хорошие трассы изобиловали ямами и колдобинами, а зрители спокойно переходили дорогу перед несущимися машинами. Автомобильные соревнования моментально превратились в опаснейшие мероприятия, в редких случаях заканчивающиеся без жертв. Но, несмотря на опасность, а может и благодаря ей, они становились все более и более популярными: если в 1897-м в Европе состоялось всего четыре гонки, то два года спустя – уже двадцать одна! Все они проходили по дорогам, соединяющим различные города, и собирали своих жертв как среди спортсменов, так и среди мирного населения.
Развязка наступила в 1903 году, когда гонку Париж – Мадрид уже в Бордо прервали специальным постановлением: новости о ходе этого соревнования больше напоминали сводки с фронта. Та трагедия как бы подвела черту под «младенческим» периодом автомобильного спорта и побудила организаторов проводить автомобильные соревнования на специально приспособленных для этого трассах. После этого и началась дифференциация автоспорта на дисциплины. И хотя до первого чемпионата мира по ралли оставалось еще 70 лет, основные правила и традиции этой дисциплины уже сформировались.
22 июля 1894 г., Париж – Руан, Франция | |
| |
Итоговые результаты |
|