Победить в Финляндии местных пилотов – задача архисложная. Иностранцев, выигравших «озера», раз-два и обчелся. Тем приятней, что одним из них стал наш бывший соотечественник, эстонец Маркко Мартин, в этом году положивший конец многолетнему доминированию финнов в их домашнем «Ралли тысячи озер», самом скоростном этапе Чемпионата мира.

 |  | Победить в Финляндии местных пилотов – задача архисложная. Иностранцев, выигравших «озера», раз-два и обчелся. Тем приятней, что одним из них стал наш бывший соотечественник, эстонец Маркко Мартин, в этом году положивший конец многолетнему доминированию финнов в их домашнем «Ралли тысячи озер», самом скоростном этапе Чемпионата мира. |
Сенсации начались еще до старта: лидер серии Ричард Барнс заявил, что главный претендент на победу в Neste Rally (так официально называются «озера») – не его партнер по Peugeot Маркус Гронхольм, побеждавший здесь три последних года. И даже не Томми Мякинен, первенствовавший с 1994 по 1999 г., а молодой пилот Ford Маркко Мартин. Да и сам прибалт, обычно весьма сдержанный в прогнозах относительно собственной персоны, поведал, что намерен пойти по стопам Кеннета Эрикссона, Карлоса Сайнса и Дидье Ориоля, которым в 1989, 1990 и 1992 гг. соответственно удавалось «перепрыгать» местных пилотов (из-за обилия трамплинов Neste Rally называют еще «Ралли 1000 озер и 10000 трамплинов). Кстати, перед самым стартом Дидье из-за старой травмы плеча решил отказаться от участия в гонке.
Прогноз Барнса, отмечавшего в Суоми свой сотый старт в WRC, стал оправдываться уже в четверг: единственный доп закончился триумфом эстонца, на 0,4 секунды опередившего Гронхольма. А пятница только подтвердила пророческие таланты Барнса: именно Мартин и Маркус, на двоих выигравшие все пятничные допы (без одного), задавали темп гонке. Лишь на СУ7 лучшим был сам «пророк». Ричард же стал третьим по итогам первых двух дней. Уже на СУ2 «допрыгался» третий пилот Peugeot Харри Рованпера: после очередной связки трамплинов, которую он «пролетал» с рекордным временем, автомобиль финна зацепил придорожный валун и улетел рубить просеку в ближайшей роще. Более 20 минут сервиса в полевых условиях отбросили Харри на далекое 50-е место. Лучшим из «шевронов» стал Колин МакРэй, который опередил долгое время державшегося третьим Петера Солберга. Но на одном из допов норвежец, как и Харри, напоролся на камень. Правда, в этом случае обошлось.
День сходов
В субботу череду побед лидеров прервал Колин МакРэй. Преждевременно, из-за ошибки штурмана, заехав в сервисную зону, шотландец схлопотал штраф и бросился отыгрываться. Выиграв СУ14, через два допа Колин в который раз оправдал свое прозвище MacCrash, уложив многострадальную «Ксару» на крышу. Пилот и штурман не пострадали, чего не скажешь о финской флоре. На том же 14-м допе у лидировавшего Маркуса без всяких причин отвалилось правое переднее колесо. По словам финна, никаких ошибок он не совершал и ничего подобного с ним еще не случалось. Так Марко остался без главного соперника. Впрочем, этот же доп стал несчастливым и для него: закапризничавшая электроника активного дифференциала вынудила эстонца сбросить скорость. Лучше других неудачами лидеров воспользовался Барнс, выигравший СУ15 и привычно оккупировавший (как и на большинстве этапов сезона) вторую строчку протокола. Но и на старуху бывает проруха: у лидера чемпионата также начались проблемы с одним из колес, и после последнего субботнего допа его, Солберга и Сайнса разделили десятые доли секунды. На старте СУ13 заглохла и наотрез отказалась заводиться единственная Fabia под управлением Тони Гардмайстера. Так немецко-чешская команда упустила отличную возможность укрепить свой отрыв от Hyundai – финн постоянно держался в первой дюжине. Accent WRC'03 в Финляндии были медленней, чем даже машины частных финских раллистов. На «озерах» корейцы пожинали плоды отсутствия серьезной тест-программы и настроек, что особенно остро проявляется на скоростных ралли, где точность настроек крайне важна. В номинации «самый эффектный сход» с МакРэем соперничал Микко Хирвонен. На «Фокусе» финна в открытом положении заклинило газ, и сначала Микко сжег тормоза, затем вспыхнул мотор, после – вся машина.
Нарушитель традиций
В воскресенье изрядно поредевший пелотон ожидали шесть допов, которые, судя по односложным комментариям претендентов на подиум Барнса и Солберга, никак не могли изменить судьбу финского золота. «Помешать Маркко выиграть может только его машина» – резюмировал за всех Барнс. К чести Маркко, он не стал осторожничать, а гнал как и раньше до самого финиша, увеличив отрыв от Солберга до минуты. «Этот успех очень воодушевляет, – сиял на подиуме эстонец, – новый Focus фантастически быстр. Раз я выиграл и в Греции и здесь, на двух столь разных трассах, значит, смогу победить где угодно!»
Третьим в Финляндии финишировал лидер чемпионата Барнс. Несмотря на победы на половине воскресных допов, британец так и не смог отстоять свою вторую позицию. Впрочем, стратегическую задачу-минимум – удержать за спиной идущего вторым в чемпионате Сайнса – он решил. Правда, не без помощи самого Матадора: в последний день тот несколько раз цеплял повороты, вследствие чего потек амортизатор. Пятым финишировал Лоэб, все увереннее чувствовавший себя на грунте. А где же хозяева трассы? Лучший из местных пилотов, Мяккинен, финишировал лишь 6-м. Никогда еще в истории «Ралли тысячи озер» финская школа не терпела столь сокрушительного поражения.
А вот в абсолютном зачете ситуация не столь однозначна. Результативные финиши лидеров, Барнса и Сайнса, плюс успешные финиши Мартина, Солберга и Лоэба еще больше запутали ситуацию в Чемпионате мира. После финского этапа на мировую корону претендуют сразу шестеро: все вышеперечисленные и главный неудачник «озер» Гронхольм… Одним словом, чем меньше остается этапов, тем интересней становится.
 |
Стартовали 105 экипажей. Финишировали 35 экипажей |
|
 |
Победители спецучастков |
Маркко Мартин СУ1, 3, 6, 8 – 9, 16, 18 Маркус Гронхольм СУ4 – 5, 10, 11 – 12 Ричард Барнс СУ7, 13, 15, 19 – 21 Петер Солберг СУ17, 22 – 23 Колин МакРэй СУ14 |
|
 |
 | Зачетная шестерка-2002 |
1 | Маркус Гронхольм | Peugeot 206 WRC | 2 | Ричард Барнс | Peugeot 206 WRC | 3 | Петер Солберг | Subaru Impreza | 4 | Карлос Сайнс | Ford Focus WRC'02 | 5 | Маркко Мартин | Ford Focus WRC'02 | 6 | Томми Мякинен | Subaru Impreza |
|
 | Дистанция, км |
День 1 | Спецучастки | Дор. участки | Всего | 140 | 452.47 | 592.47 | День 2 | 165.43 | 567.23 | 732.66 | День 3 | 97.31 | 740.65 | 338.53 | Всего | 403.34 | 1260.32 | 1663.66 |
|
 | Чемпионат заводских команд |
1 | Peugeot | 101 | 2 | Citroёn | 97 | 3 | Ford | 60 | 4 | Subaru | 60 | 5 | Skoda | 20 | 6 | Hyundai | 10 |
|
 | «Ралли Финляндия». Итоговые результаты (первая десятка) |
1 | Пилот | Машина | Время* | Маркко Мартин | Ford Focus RS WRC’03 | 3:21:51.7 | 2 | Петер Солберг | Subaru Impreza WRC | +1.59,0 | 3 | Ричард Барнс | Peugeot 206 WRC | +0.58,9 | 4 | Карлос Сайнс | Citroёn Xsara WRC | +1.00,1 | 5 | Себастьян Лоэб | Citroёn Xsara WRC | +2.48,7 | 6 | Томми Мякинен | Subaru Impreza WRC | +3.25,2 | 7 | Яни Туохино | Ford Focus RS WRC’02 | +4.22,9 | 8 | Себастьян Линдхольм | Peugeot 206 WRC | +4.39.5 | 9 | Юусо Пюкалисто | Peugeot 206 WRC | +6.23,4 | 10 | Фредди Лойкс | Hyundai Accent WRC | +8.19,9 | * Отставание (мин, с) |
|
 | Чемпионат пилотов |
1 | Ричард Барнс | 49 очков | 2 | Карлос Сайнс | 44 | 3 | Маркус Гронхольм | 38 | 4 | Петер Солберг | 38 | 5 | Себастьян Лоэб | 37 | 6 | Маркко Мартин | 37 | 7 | Колин МакРэй | 28 | 8 | Томми Мякинен | 18 | 9 | Харри Рованпера | 16 | 10 | Франсуа Дюваль | 11 | 11 | Тони Гардмайстер | 9 | 12 | Жиль Паницци | 6 | 13 | Дидье Ориоль | 4 | 14 | Алистер Макрэй | 3 | 15 | Седрик Робер | 3 | 16 | Микко Хирвонен | 3 | 17 | Армин Шварц | 3 | 18 | Яни Туохино | 2 | 19 | Алистер Гинли | 1 | 20 | Себастьян Линдхольм | 1 |
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: