В начале ХХ века автогонки стали очень популярными. Их даже чуть было не запретили на государственном уровне, поскольку редко какое соревнование обходилось без жертв как среди спортсменов, так и среди зрителей, живыми коридорами стоявших вдоль трассы.
| | В начале ХХ века автогонки стали очень популярными. Их даже чуть было не запретили на государственном уровне, поскольку редко какое соревнование обходилось без жертв как среди спортсменов, так и среди зрителей, живыми коридорами стоявших вдоль трассы. |
Нет худа без добра. Запреты на проведение гонок по дорогам общего пользования вынудили организаторов искать другие пути: строить специальные трассы или использовать второстепенные дороги. В первом случае примером для подражания стала Северная Америка, где гонки с самого начала проходили на ипподромах и вымощенных досками велотреках. С тех пор мало что изменилось – все более-менее популярные заокеанские серии (ChampCar, IRL, NASCAR) проводятся на овалах.
Первая европейская гоночная трасса Brooklands, построенная в 1907 году в Британии с оглядкой на Америку, быстро стала гоночной Меккой Старого Света. До Второй мировой войны там проходили кольцевые и трековые гонки, рекордные заезды, а на проложенных внутри кольца грунтовых трассах – ралли, триалы и кроссы. И все бы хорошо, но добираться до Великобритании даже французским гонщикам было весьма накладно. Поэтому организаторы из континентальной Европы пошли по второму пути, проводя соревнования на пустынных или заброшенных загородных трассах.
Гонки в горы тяни – рискни?
В 1905–1907 гг. Немецкий автомобильный союз провел три гонки Herkomer Trophее (большей частью по пустынным серпантинам). Их можно назвать «прадедушками» ралли. Так, в 1906 году 1700-километровая трасса Франкфурт – Вена была разбита на шесть спецучастков, плюс три подъема на холм и настоящий драг-рейсинг: соревнования на ускорение по более чем 5-километровому прямику. Новый формат оказался настолько популярным, что Herkomer тоже хотели запретить, и все под тем же предлогом: жертвы неминуемы. Благо, организаторы заручились поддержкой брата кайзера – принца Генри, который сам инкогнито участвовал в гонках. И с 1908 года «трофей» переименовали в «Кубок принца Генри».
Первых «профессиональных» штурманов подарила нам родина мафии: практически одновременно с Herkomer Trophее в 1907 году в Сицилии прошла легендарная Targa Florio. Именно там механики впервые начали делать подобие стенограммы – ведь трасса петляла между домами многочисленных селений и изобиловала «слепыми» 90-градусными поворотами, а сама гонка проходила без остановки на ночлег. Местное население мало понимало в технике (первый автомобиль получил сицилийскую прописку в 1906 году), зато свои дороги знало наизусть. И гонщики, располагавшие автомобилями-техничками, за сравнительно небольшую плату начали приглашать в свои экипажи поводырей из «аборигенов». Так появилась актуальная и сегодня тенденция разделения зарплат у пилотов и штурманов.
Звездный сбор
В 1911-м впервые официально упоминается термин «ралли»: на южном побережье Ривьеры проводится «Международное автомобильное ралли Монако», ныне известное как Rallye Monte-Carlo. Изначально этот термин означал не что иное, как «сбор». Все участники этой гонки проходили своеобразный отбор, одновременно стартуя из разных городов, равноудаленных от Монте-Карло: Бад Хомбурга, Барселоны, Лозанны, Реймса и Турина. И кто не успел уложиться в лимит времени, тот опоздал. Имена первых победителей (Анри Ружье, «Аспажу», Жюль Бетлер), как и марки их автомобилей (Turcat-Mery, Gobron, Martini), мало о чем говорили даже современникам – в то время основное внимание уделялось кольцевым автогонкам.
Переломный момент в истории ралли наступает в конце 20-х – начале 30-х, когда миновал бушевавший в Европе экономический кризис. Из небытия возвращаются не проводившиеся с начала Первой мировой войны Rallye Monte-Carlo и «Кубок принца Генри», проходящий теперь под аполитичной вывеской Alpines Cup. Рождаются еще две легендарные гонки, по формату больше всего соответствующие ралли: итальянская Mille Miglia (впервые прошла в 1927 г.) и бельгийская Liege-Rome-Liege (1931 г.). К власти сначала в Италии, а затем в Германии приходят фашисты. Бенито Муссолини видит в создании автострад и триумфах итальянцев на итальянских же машинах идеальную возможность поднять свой престиж и престиж партии. А Адольф Гитлер, всячески подражавший своему кумиру, выделяет на создание гоночных болидов и организацию соревнований еще больше ассигнований.
Популярней Ф-1
Но вернемся к гонкам. Поскольку четкого регламента ралли не было, соревнования очень отличались друг от друга. Так, участники Mille Miglia («тысяча миль» – итал.), которым предстояло преодолеть расстояние от Брешии до Рима и обратно, стартовали в обратной последовательности (самые мощные автомобили уходили на дистанцию последними). Сейчас такая система существует лишь в «карусельных гонках» (разновидности триалов и ралли-рейдов), но в то время достижением был сам факт ее существования. В большинстве гонок тех лет стартовая ведомость либо заполнялась с помощью жребия, либо составлялась организаторами по одним им известным предпочтениям. И именно Mille Miglia стала ристалищем щедро финансируемых политическими режимами команд Alfa Romeo, Auto-Union, Maserati и Mercedes-Benz, попутно собирая всю гоночную элиту на старте, десятки тысяч зрителей вдоль дорог и сотни тысяч – у радиоприемников.
Организованный Королевским автомобильным союзом Льежа «дорожный марафон» возвращался к гонкам на регулярность хода, популярным на заре автоспорта. По его правилам, участники должны были преодолеть 4500-километровый маршрут (от Льежа до Рима и обратно) со средней скоростью более 50 км/ч. Без остановок на сон, ремонт или перекур. А ведь гонка проходила через известные своим коварством горные дороги Аппенин, австрийских и французских Альп. Именно этот марафон стал прорывом «железного занавеса» в плане ралли. Когда в 1961-м австрийские, а за ними и итальянские власти из соображений безопасности запретили участникам проезжать по территории своих стран, Рим сменили на столицу Болгарии Софию. Но до этого еще надо было дожить…
| Победители Rallye Monte Carlo в 1911–1939 гг.* |
Год | Экипаж | Автомобиль | 1911 | Анри Ружье | TurcatMery | 1912 | Жюль Бетлер | Berliet | 1924 | Жак Эдуард Леду | Bignan | 1925 | Франсуа Репюссо | Renault | 1926 | Виктор Брюс/В. Ж. Брюнэлл | Autocarrier | 1927 | Лефебр/Деспо | Amilcar | 1928 | Жак Биньян | Fiat | 1929 | Спренгер ван Эйк | GrahamPaige | 1930 | Эктор Пети | Licorne | 1931 | Дональд Хили | Invicta | 1932 | М. Вазель | Hotchkiss | 1933 | М. Вазель | Hotchkiss | 1934 | Гас/Трево | Hotchkiss | 1935 | Кристиан Лайе/Р. Кватресу | Renault | 1936 | Л. Замфиреску/П. Д. Кристи | Ford | 1937 | Рене Лебег/Хулио Квинлин | Delahaye | 1938 | Д. Бейкер Шут/Карельтон | Ford | 1939 | Жан Треву/Марсель Лесирк | Hotchkiss | * К сожалению, история не донесла до нас имена некоторых победителей ралли МонтеКарло, равно как и фамилии некоторых штурманов |
|
| Победители Targa Florio в 1906–1939 гг. |
Год | Экипаж | Автомобиль | 1906 | Алессандро Каньо | Itala | 1907 | Феличе Наццаро | Fiat 28/40 HP | 1908 | Винченцо Трукко | IsottaFraschini | 1909 | Франческо Чьюппа | SPA | 1910 | Туллио Кариолато | Franco Automobili | 1911 | Эрнесто Чейрано | SCAT | 1912 | Сирил Снайп | SCAT | 1913 | Феличе Наццаро | Nazzaro | 1914 | Эрнесто Чейрано | SCAT | 1919 | Андре Буалло | Peugeot EXS | 1920 | Гвидо Мерегалли | Nazzaro GP | 1921 | Джулио Мазетти | Fiat 451 | 1922 | Джулио Мазетти | Mercedes GP/14 | 1923 | Уго Сивоччи | Alfa Romeo RLTF | 1924 | Кристинан Вернер | Mercedes PP | 1925 | Бартоломео Константини | Bugatti T35 | 1926 | Бартоломео Константини | Bugatti T35T | 1927 | Эмилио Матерацци | Bugatti T35C | 1928 | Альберт Диво | Bugatti T35B | 1929 | Альберт Диво | Bugatti T35C | 1930 | Акилле Варци | Alfa Romeo P2 | 1931 | Тацио Нуволари | Alfa Romeo 8C Monza | 1932 | Тацио Нуволари | Alfa Romeo 8C Monza | 1933 | Антонио БривиоСфорца | Alfa Romeo 8C Monza | 1934 | Акилле Варци | Alfa Romeo TipoB P3 | 1935 | Антонио БривиоСфорца | Alfa Romeo TipoB P3 | 1936 | Константино Маджистри | Lancia Augusta | 1937 | Джулио Севери | Maserati 6CM | 1938 | Джованни Рокко | Maserati 6CM | 1939 | Луиджи Виллорези | Maserati 6CM | 1940 | Луиджи Виллорези | Maserati 4CL |
|
| Победители Mille Miglia в 1927–1940 гг. |
Год | Экипаж | Автомобиль | 1927 | Фердинандо Миноя/Джузеппе Моранди | O.M. 665 Superba | 1928 | Джузеппе Кампари/Джулио Рампони | Alfa Romeo 6C 1500 S | 1929 | Джузеппе Кампари/Джулио Рампони | Alfa Romeo 6C 1750 SS Spider Zagato | 1930 | Тацио Нуволари/ ДжованниБаттиста Гвидотти | Alfa Romeo 6C 1750 GS Spider Zagato | 1931 | Рудольф Караччиола/ Вильгельм Себастьян | Mercedes SSKL | 1932 | Баконин Борзаккини/ Алессандро Биньами | Alfa Romeo 8C 2300 Spider Touring | 1933 | Тацио Нуволари/Децимо Компаньони | Alfa Romeo 8C 2300 Spider Zagato | 1934 | Акилле Варци/ Алессандро Биньами | Alfa Romeo 8C 2600 Monza Spider Brianza | 1935 | Карло Пинтакуда/ Алессандро делла Стуфа | Alfa Romeo Tipo B P3 | 1936 | Антонио БривиоСфорца/Карло Онгаро | Alfa Romeo 8C 2900A | 1937 | Карло Пинтакуда/Париде Мамбелли | Alfa Romeo 8C 2900A | 1938 | Клементе Биондетти/Альдо Стефани | Alfa Romeo 8C308 2900B Spider M.M. Touring | 1940 | Хушке фон Ханштайн/Вальтер Бемер | BMW 328 Touring Coupe |
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей и из архива автора
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: