Р«…и, клянусь, Андрей, в том повороте так близко к забору больше никто не ехал!». – «М-да, интересно было бы посмотреть на себя со стороны». – «Без проблем – хоть завтра могу привезти диск с фотографиями». Вот так, с обычной телефонной беседы начался наш весьма увлекательный разговор с председателем раллийного комитета ФАУ, чемпионом Украины по ралли 2005 года и главой тюнингового ателье AT Engineering Андреем Александровым.
| | «…и, клянусь, Андрей, в том повороте так близко к забору больше никто не ехал!». – «М-да, интересно было бы посмотреть на себя со стороны». – «Без проблем – хоть завтра могу привезти диск с фотографиями». Вот так, с обычной телефонной беседы начался наш весьма увлекательный разговор с председателем раллийного комитета ФАУ, чемпионом Украины по ралли 2005 года и главой тюнингового ателье AT Engineering Андреем Александровым. |
Вся беда в том, что раллийные гонщики действительно не могут посмотреть на себя с обочины. Это в Формуле-1 все просто: посекундная телеметрия, визуальные наблюдения за соперниками по ходу тренировок и гонок, видеозапись, в конце концов. Раллисты же могут рассчитывать разве что на съемку с бортовой камеры да смонтированные телеоператорами сюжеты о гонках, из которых зачастую трудно понять, кто, где и – главное! – как проехал. Может быть, именно поэтому Андрей так загорелся моей идеей – вместе проанализировать покадровые съемки прохождения различных поворотов как им самим, так и его соперниками по Чемпионату Украины.
И вечный бой…
И вот мы восседаем за столом во дворике штаб-квартиры AT Engineering, вперив взгляды в ноутбук и едва ли не тыча в его экран пальцами в особо спорных моментах. Когда речь идет об особенностях раллийного пилотирования, Андрей – невероятно интересный собеседник; но время от времени я ловлю себя на мысли: кто же он все-таки, гонщик или инженер? Один из моих коллег однажды тонко подметил, что подать протест на машину Александрова – это все равно, что отобрать у ребенка игрушку и раскурочить ее на мелкие фрагменты – обиды будет не меньше. Тем не менее, когда после ралли «Трембита» у соперников возникли сомнения в «честности» коробки передач, установленной на автомобиле с чемпионской единичкой на борту, Андрей без колебаний согласился на «вскрытие» своей Subaru. Естественно, все оказалось в рамках правил. Естественно – потому что у настоящего инженера иначе и быть не может.
Но в то же время… «Единственная гонка чемпионата мира, которую я хочу проехать, – это ралли Финляндии. Только там я смогу доказать, гонщик я или так, прокладка между рулем и сиденьем. Себе доказать, не другим». И эти слова произносит уже не инженер, а спортсмен. Потому что инженер знает: после ралли Финляндии от его машины останется в лучшем случае половина, а остальное придется менять. Но – хочу, и все тут! Значит, все же гонщик побеждает технаря?
Физкульт-ура?
Третья ипостась у Андрея – председатель раллийного комитета ФАУ. «Вот как бы ты оценил прошедший сезон? – говорит Андрей, когда я пытаюсь залезть в эту область его деятельности. – С одной стороны, общее количество участников чемпионата уменьшилось, стартовые взносы выросли и спортсмены, выступавшие в классах У1 и У2, этому совсем не рады. С другой – мы получили стабильный календарь, сезон без пауз длился с апреля по октябрь, а в полноприводном классе из дюжины заявленных машин девять сражались «колесо в колесо». Вспомни львовскую гонку: девять первых машин на финише уложились в одну минуту. Это хорошо или плохо?».
По-моему, это хорошо. Ведь в спорте – особенно в таком дорогом и высокотехнологичном, как автоспорт, – должны состязаться сильнейшие и быстрейшие. И если с каждым годом в Украине их борьба становится все острее – значит, раллийный спорт на правильном пути.
Ралли «Галиция», СУ1, село Бродки |
Андрей Александров: «В моей «легенде» эта связка поворотов прописана как «правый-три-круто-левый-два-круто». Но, кроме этих малопонятных простому человеку терминов, я помню и о том, что у данного места есть две особенности. Во-первых, при входе в первый поворот справа у забора лежит довольно большой камень – на фото его не видно, но, поверь, он там есть. Следовательно, срезать этот поворот нельзя. Однако при этом надо пройти как можно ближе к камню, чтобы спрямить траекторию и раньше начать разгон, поскольку – и это вторая особенность! – за вторым поворотом начинается длинный прямик. Довольно сложное место, прямо скажем. Смотри, Валера Горбань вошел в этот поворот почти идеально, очень близко к камню. Но, видимо, его скорость на входе была буквально на 2 км/ч больше, чем надо – потому что дальше, на камешках, его машину чуть-чуть снесло и он потратил время, чтобы «поймать» ее. Младший Салюк проехал в своей манере, более резко – на входе в поворот его «Лансер» стоит практически боком. Думаю, его скорость здесь была не на 2, а на все 5 км/ч больше идеальной. Но Сашкины реакции всегда были на высоте – он быстро отловил машину и, как видно из последней фотографии, достаточно рано начал разгон. Валера же Разумовский вошел в первый поворот слишком широко – возможно, именно тут он потерял несколько важных секунд». |
|
Ралли «Трембита», СУ6, село Остров |
Победители допа: Александр Салюк/ Леонид Косянчук, 5 мин 13,6 с | | | Салюк/Косянчук, 5 мин 13,6 с | Александров/Тамразов, 5 мин 15,4 с | Разумовский/Султанов, 5 мин 20,8 с |
Андрей Александров: «Я прекрасно помню этот быстрый левый поворот – сразу же за ним расположен похожий по радиусу правый. Выбор траектории здесь, как, впрочем, и везде в ралли, напрямую зависит от трактовки каждого гонщика. Я, например, всегда стараюсь настраивать свою машину так, чтобы уже на апексе можно было полностью открывать дроссель. Грубо говоря, если в той точке, которая зафиксирована на фотографии, я не еду в полный газ, значит, я ошибся и плохо настроил автомобиль. Но, судя по так называемому «шприцу» (вееру камешков и гравия из-под передних колес), газ у меня в этот момент близок к максимальному. Опять же, судя по фотографиям, Валера Разумовский решил, что это место лучше «резать» – посмотри, насколько его машина ближе к центру поворота, чем моя. Возможно, он перед гонкой тщательно осмотрел здесь гравий и траву, и увидел, что, срезав, он выиграет несколько десятых или даже секунду. А, может быть, просто ошибся. Траектория Петровича (Салюка-старшего – прим. автора) здесь представляет собой нечто среднее между моей и Валериной. Видишь, его левое колесо немного задевает траву – но правое переднее при этом разгружено, это четко прослеживается по колесной арке. Я бы не стал выбирать здесь такую траекторию. Но, может быть, Салюк и прав – ведь именно он выиграл этот доп». |
|
|
Ралли «Галиция», СУ3, село Красив |
Победители допа: Валерий Разумовский/Игорь Султанов, 7 мин 14,2 с Салюк-мл./Горбик, 7 мин 18,2 с | | | Петренко/Загорий, 7 мин 27,6 с | | | Александров/Тамразов, 7 мин 30,3 с | | |
Андрей Александров: «По поводу прохождения поворотов, подобных этому, у меня есть своя теория. Тормозя перед входом в поворот, я стараюсь заранее выставить машину таким образом, чтобы она была направлена в сторону выхода задолго до апекса. Я как бы переношу точку апекса на несколько метров ближе, чем она есть, понимаешь? И если на первой фотографии колеса еще вывернуты внутрь поворота (машина тормозит и едет «полубоком»), то на второй они стоят уже ровно, и по «шприцу» видно, что я начал разгон. А чем раньше ты начинаешь разгон, тем большей скорости достигнешь к тому моменту, когда надо будет начинать новое торможение. Единственная проблема при таком прохождении поворота – пробуксовка. Чтобы бороться с ней, надо либо интенсивнее замедляться перед входом, либо проходить поворот так, как это делают Володя Петренко и младший Салюк. У них апекс находится там, где ему и полагается быть; соответственно, траектория более плавная – но и разгон они начинают позже. Судя по фотографиям, Саша Салюк прошел это место почти идеально; может быть, чуть-чуть медленнее в этом повороте был Петренко. А вообще, интересно было бы посмотреть, как проехал здесь Разумовский – ведь, судя по результату, на этом допе он был очень быстр». |
|
|
Владимир Некрасов
Фото автора и Светланы Смирновой