Юбилейное, 15-е ралли «Чумацкий Шлях» еще до старта по праву назвали уникальным – ведь это единственный этап, присутствовавший во всех Чемпионатах Украины (ЧУ) по ралли. К счастью, гонка оправдала выданные ей авансы – окончание сезона удалось на славу.
Юбилейное, 15-е ралли «Чумацкий Шлях» еще до старта по праву назвали уникальным – ведь это единственный этап, присутствовавший во всех Чемпионатах Украины (ЧУ) по ралли. К счастью, гонка оправдала выданные ей авансы – окончание сезона удалось на славу.
Юбилейное, 15-е ралли «Чумацкий Шлях» еще до старта по праву назвали уникальным – ведь это единственный этап, присутствовавший во всех Чемпионатах Украины (ЧУ) по ралли. К счастью, гонка оправдала выданные ей авансы – окончание сезона удалось на славу.
Как мы и предполагали, главной интригой херсонской гонки стала командная борьба, в которой тон задавали Tsunami Rally Team и Ace Racing. Накануне решающего сражения обе команды укрепили свои ряды «легионерами» – и какими! Одесситы, цвета которых и так весь сезон защищал чемпион России Александр Желудов, заявили в зачет еще двух сильнейших пилотов: латыша Яниса Воробьевса и финна Антона Алена. Киевляне оказались чуть скромнее: помимо досрочного чемпиона Украины Юрия Протасова под их флагом стартовали латыш Андис Нейкшанс и одессит Владимир Трубин. Третий фаворит сезона, команда Prime Rally Team, осталась верна себе – к паре топ-пилотов страны, Александру Салюку-младшему и Валерию Горбаню, не присоединился никто. Как видите, битва ожидалась нешуточная…
Стремительные карьеры
И по итогам первого дня гонки ни один из болельщиков не мог сказать, что ему не понравилось увиденное. После первых четырех спецучастков лишь один из фаворитов, Валерий Горбань, остался не у дел по вине двигателя своего Mitsubishi; остальные же лидеры яростно отыгрывали друг у друга не просто секунды, но даже их десятые доли! В результате по итогам четырех СУ двенадцать первых автомобилей уложились на финише в одну минуту – впечатляющая для гравийной гонки плотность результатов…
Однако все понимали, что основная борьба развернется днем позже, на более чем ста километрах не менее легендарного херсонского карьера. И, как это часто бывает, судьбу гонки во многом определила надежность (а, скорее, ненадежность) техники… Первый же доп вычеркнул из рядов сражающихся Нейкшанса, после чего командная победа Tsunami ни у кого не вызывала сомнений. Когда же гонку из-за проблем с подвеской двигателя покинул теперь уже экс-чемпион страны Салюк, даже наиболее скептически настроенные наблюдатели вынуждены были признать чемпионство Юрия Протасова свершившимся фактом. Киевлянин, всего полгода назад отпраздновавший свое 24-летие, стал самым молодым абсолютным чемпионом Украины по ралли; и по раллийным меркам, у него еще все впереди!
Однако каким бы заметным ни был прогресс Протасова, нельзя не отметить еще нескольких спортсменов, которые в Херсоне более чем уверенно заявили о том, что не собираются плестись в хвосте. Так, великолепно закончился сезон для Юрия Шаповалова, который впервые в карьере завоевал вице-чемпионский титул. Значительно улучшили результаты Степан Мазур, Алексей Тамразов и Александр Фельдман, которые замкнули по итогам гонки зачетную восьмерку.
Закон смешон, но это закон
Немалое внимание в Херсоне было приковано и к событиям в младшем классе А3, где тон задавал «специально приглашенный гость» Антон Ален. Да-да, финн, выступавший на необычном для Украины полноприводном, но не турбированном автомобиле Fiat Punto Abarth Super 2000, волей украинского регламента был отправлен именно в класс А3, где составить ему конкуренцию объективно не мог никто. Ситуация парадоксальная, но вполне объяснимая с точки зрения буквы закона – ведь рабочий объем атмосферного двигателя этого ралли-кара не превышает двух литров, а насчет типа привода в регламенте ничего не говорится… Вполне естественно, что победе Алена как в «абсолюте», так и в классе А3 никто не удивился; более того, несостоятельность украинского раллийного законодательства стала теперь очевидной даже слепому. Остается уповать лишь на то, что к следующему сезону соответствующие изменения будут внесены, и подобные парадоксы останутся в прошлом.
Впервые в ЧУ смогли финишировать Александр Желудов/Ирина Коломейцева, завоевавшие в этом году титул чемпионов в России. |
Судьбу же чемпионских титулов как в А3, так и в У2 решила… ну конечно же, надежность автомобилей! Сгоревший на втором же СУ мотор у Игоря Сторчака подарил корону Руслану Кучеру, а поломка привода у Сергея Чекана и авария Владимира Трубина открыли дорогу к чемпионству Николаю Соболеву. Теперь и тот, и другой, равно как и Юрий Протасов, должны лишь дождаться утверждения результатов чемпионата, которые на сегодня считаются неофициальными. Впрочем, болельщикам до этого дела уже нет: запомнив «Чумацкий Шлях» как одну из красивейших гонок в истории украинского ралли, они начинают запасаться терпением до следующей весны…
Стенограмма гонки
СУ1 Первый проезд по трассе «параллельки» приносит удовольствие только зрителям – по окончании допа выясняется, что в системе хронометража произошел сбой, и всем экипажам назначается одинаковое время.
СУ2 Настоящая борьба в «абсолюте» начинается только со второго допа, где лучшее время показывает Андис Нейкшанс. В то же время интрига в классе А3 умирает, едва родившись: возгорание мотора у Игоря Сторчака автоматически делает чемпионом Руслана Кучера, который всю оставшуюся гонку едет в свое удовольствие. В классе У2 быстрейший – Николай Соболев, а Сергей Скок сходит с трассы.
Второй старт Андиса Нейкшанса в ЧУ оказался неудачным. После подиума в Каменце, его ждал сход в Херсоне. |
СУ3 Второй параллельный заезд выигрывает Александр Салюк, а вот у Юрия Протасова серьезные проблемы – он теряет по отношению к лидеру почти полминуты. Также вылетает на бруствер Игорь Чаповский, но ему удается вернуться на трассу. В А3 по понятным причинам быстрейший Антон Ален; а вот «лучшим из остальных» становится Павел Гонтовой. В У2 Соболева на 0,4 секунды опережает Владимир Трубин.
СУ4 Нейкшанс вновь быстрейший на трассе – именно он заканчивает день лидером гонки. Точно так же уверенно в своих классах побеждают Ален и Соболев. Чаповский финиширует, превозмогая боль от травмы, полученной при аварии на предыдущем этапе, и вечером принимает решение не продолжать гонку. Также с дистанции сходят Валерий Горбань, Сергей Жолинский и Алексей Яцюк – правда, последний принимает решение наутро продолжать гонку по SupeRally.
СУ5 Соревнования переезжают в знаменитый херсонский карьер, и тут первую победу в «абсолюте» одерживает Ален. В классе А3 лучшее (кроме финна) время показывает Кучер, а в У2 – Соболев. Стартовавший же первым Нейкшанс покидает ралли – опять из-за проблем с двигателем.
Четыре финиша подряд позволили Степану Мазуру стать четвертым в ЧУ. |
СУ6 Тройка победителей по классам остается неизменной, однако технические проблемы начинают сыпаться на головы гонщиков как из ведра: с трассы сходят Владимир Печеник, Михаил Анисимов, Олег Свирид и Вячеслав Еременко. Наиболее же серьезную аварию терпит Владимир Трубин, машина которого улетает на большой скорости и переворачивается через крышу.
СУ7 Узнав о сходе Трубина, Соболев резко замедляется, и доп в классе У2 неожиданно выигрывает дебютант нынешнего сезона Роман Тарасенко. Ален продолжает наращивать свое преимущество в «абсолюте» и классе А3, но Протасов стремительно возвращает потерянные вчера позиции, оставаясь быстрейшим на трассе в классе N4 – Салюк, пусть и на полсекунды, но медленнее…
Николай Соболев после прошлого, неудачного сезона завершил этот чемпионом в классе У2. |
СУ8 …а на следующем спецучастке он и вовсе сходит с трассы из-за поломки подвески двигателя. Фактически, чемпионат можно считать закончившимся – даже в случае проведения еще одного, седьмого этапа чемпионом в «абсолюте» и N4 станет Протасов. Воодушевленный этой мыслью, Юра выигрывает первый в этой гонке спецучасток. В А3 по-прежнему быстрейшие Ален и Гонтовой, в У2 вновь блистает Тарасенко.
СУ9 Первый из двух проездов по сложнейшему 26-километровому спецучастку выигрывает Ален. У Протасова проблемы с турбиной, и он разом теряет почти минуту – на вторую строчку протокола вырывается Александр Желудов. Соболев вновь быстрейший в У2, однако его главный конкурент – Сергей Чекан – сходит с обрезанным приводом, после чего Николаю остается просто доехать до финиша. Потеря и в классе А3: после сильного удара отлетает колесо у Гонтового, он продолжает борьбу на трех колесах, но в итоге сходит.
СУ10 Лидеры значительно сбавляют темп, в результате чего финальный спецучасток выигрывают Протасов (N4 и «абсолют») и Тарасенко (У2). В классе А3 победа Алена и второе место Кучера не вызывают сомнений, а вот за бронзу борются Юрий Яковенко и Сергей Фаюк: в итоге второй опережает соперника на допе, однако на подиум по итогам гонки поднимается все же первый. Последними на финиш допа прибывают сестры Лада и Алина Соустовы, после чего Чемпионат Украины по ралли 2008 года может считаться оконченным.
Лишь одного очка не хватило экипажу Юрия Яковенко и Александра Донского для завоевания бронзы в классе А3. |
Статистика |
Этап 6. Ралли «Чумацкий Шлях», Херсон. 1-2 ноября 2008 г.Дистанция ралли 270,01 км, из них 120,04 км спецучастков |
Результаты ралли «Чумацкий Шлях» (зачетная восьмерка) | |||
Поз. | Экипаж | Машина | Время (мин. с) |
1 | Антон Ален – Тимо Аланне | Fiat Punto Abarth Super 2000 | 1:21.48,7 |
2 | Юрий Протасов – Александр Горбик | Mitsubishi Lancer Evo IX | + 1.22,8 |
3 | Александр Желудов – Ирина Коломейцева | Subaru Impreza WRX Sti | + 1.37,5 |
4 | Янис Воробьевс – Рейтис Познакс | Mitsubishi Lancer Evo IX | + 1.42,3 |
5 | Юрий Шаповалов – Кирилл Несвит | Mitsubishi Lancer Evo IX | + 3.02,1 |
6 | Степан Мазур – Николай Романов | Mitsubishi Lancer Evo IX | + 6.27,6 |
7 | Алексей Тамразов – Александр Скочик | Subaru Impreza WRX Sti | + 7.13,0 |
8 | Александр Фельдман – Дмитрий Каневский | Subaru Impreza WRX Sti | + 9.04,1 |
Результаты чемпионата Украины по ралли 2008 г.*
Абсолютный зачет (первые пилоты) | |||
Команда | Черновцы | Всего | |
1 | Юрий Протасов | 46 | 38 |
2 | Юрий Шаповалов | 28 | 28 |
3 | Александр Салюк-мл. | 25 | 25 |
4 | Степан Мазур | 18 | 18 |
5 | Владимир Петренко | 16 | 16 |
6 | Игорь Чаповский | 13 | 13 |
7 | Янис Воробьевс | 11 | 11 |
8 | Александр Фельдман | 11 | 11 |
9 | Антон Ален | 10 | 10 |
10 | Валерий Горбань | 10 | 10 |
11 | Игорь Сторчак | 8 | 8 |
12 | Руслан Кучер | 7 | 7 |
13 | Александр Желудов | 6 | 6 |
14 | Андис Нейкшанс | 6 | 6 |
15 | Сергей Фаюк | 3 | 3 |
16 | Сергей Ведерников | 3 | 3 |
17 | Вадим Трутнев | 3 | 3 |
18 | Алексей Тамразов | 2 | 2 |
19 | Александр Решетилов | 2 | 2 |
20 | Валерий Вартанян | 2 | 2 |
21 | Юрий Яковенко | 1 | 1 |
22 | Игорь Дорофеев | 1 | 1 |
23 | Алексей Яновский | 1 | 1 |
24 | Юрий Ярило | 1 | 1 |
Абсолютный зачет (вторые пилоты) | |||
Пилот | Черновцы | Всего | |
1 | Александр Горбик | 46 | 38 |
2 | Кирилл Несвит | 28 | 28 |
3 | Адриан Афтаназив | 25 | 25 |
4 | Дмитрий Яровенко | 16 | 16 |
5 | Иван Герман | 13 | 13 |
6 | Рейтис Познакс | 11 | 11 |
7 | Тимо Аланне | 10 | 10 |
8 | Надежда Федив | 10 | 10 |
9 | Андрей Николаев | 8 | 8 |
10 | Наталья Франчук | 7 | 7 |
11 | Дмитрий Каневский | 7 | 7 |
12 | Ирина Коломейцева | 6 | 6 |
13 | Петерис Дзиркалс | 6 | 6 |
14 | Евгений Леонов | 5 | 5 |
15 | Любомир Шумаков | 5 | 5 |
16 | Оксана Александрова | 5 | 5 |
17 | Александр Дмитренко | 5 | 5 |
18 | Виктор Артемов | 3 | 3 |
19 | Николай Романов | 3 | 3 |
20 | Константин Шелестай | 3 | 3 |
21 | Александр Борейко | 3 | 3 |
22 | Александр Скочик | 2 | 2 |
23 | Александр Островский | 2 | 2 |
24 | Андрей Димов | 2 | 2 |
25 | Александр Донской | 1 | 1 |
26 | Владислав Колесников | 1 | 1 |
27 | Владимир Щербаков | 1 | 1 |
Зачет команд | |||
Команда | Черновцы | Всего | |
1 | Tsunami Rally Team | 39 | 167,5 |
2 | Ace Racing | 19,5 | 142 |
3 | Prime Rally Team | 0 | 80,5 |
4 | Evrokar Sport | 0 | 54,5 |
5 | Elita Sport | 0 | 10 |
6 | Foxtrot Rally Team | 0 | 5,5 |
Класс А3 – первые пилоты | |||
Пилот | Сумма | Результат | |
1 | Руслан Кучер | 42 | 36 |
2 | Игорь Сторчак | 30 | 30 |
3 | Сергей Фаюк | 25 | 25 |
Класс А3 – вторые пилоты | |||
Пилот | Сумма | Результат | |
1 | Наталья Франчук | 42 | 36 |
2 | Андрей Николаев | 30 | 30 |
3 | Виктор Артемов | 25 | 25 |
Класс У2 – первые пилоты | |||
Пилот | Сумма | Результат | |
1 | Николай Соболев | 36 | 36 |
2 | Сергей Чекан | 36 | 32 |
3 | Владимир Трубин | 26 | 26 |
Класс У2 – вторые пилоты | |||
Пилот | Сумма | Результат | |
1 | Татьяна Кравцова | 36 | 36 |
2 | Александр Билоус | 36 | 32 |
3 | Вадим Стукаленко | 26 | 26 |
* До окончательного утверждения результаты являются предварительными. В колонке «Сумма» значится сумма очков, набранных каждым пилотом на всех шести этапах чемпионата. В колонке «Результат» значится сумма очков, набранных каждым пилотом на четырех лучших для него этапах чемпионата. В таблице абсолютного зачета приведены пилоты, набравшие по ходу чемпионата хотя бы одно очко. В таблицах зачета по классам приведены пилоты, занявшие в своих классах три призовых места. Тройка призеров класса N4 полностью совпадает с тройкой призеров абсолютного зачета.