Лайа Санц: Триумфальный дебют на «Дакаре»!
И молодая испанка не подвела – она с первого захода победила в женском зачете, заняв при этом высокое 39-е место в общем зачете, уступив менее 15 часов своему именитому соотечественнику Марку Коме, победившему в третий раз.
После финиша Лайа (чье полное имя Eulalia SANZ PLA-GILIBERT) не скрывала слез: «…Это исполнение моей мечты… Все знают, как я влюблена в «Дакар» и все так много про говорили о его сложности. Но с таким учителем как Хорди Аркарон я знала, чего ожидать. Сейчас в моей голове так много мыслей, даже не знаю о чем думать – я на девятом небе. Я хочу поблагодарить всех и главное Хорди и всю мою семью».
И недаром Лайа так благодарила всех. Дело в том, что 48-летний Аркарон, на счету которого было 16 стартов в «Дакаре» на мотоцикле, включая четыре вторых места, буквально провел через всю гонку чуть ли не за руку свою 26-летнюю подопечную. Фактически всю дорогу именно он прокладывал ей курс и опекал, финишируя почти на всех этапах рядом, став в итоге 41-м всего в 5 минутах от ученицы.
Правда, ветеран позволял Санц вести и даже на паре этапов, особенно на 10-м, где в конце был почти триальный участок в каменистом русле пересохшей реки (а Санц является многократной Чемпионкой Европы и Мира по мототриалу), учитель отпустил воспитанницу и…она тут же проиграла ему 25 минут…
Тем не менее, «Дакар» – это самый сложный ралли-рейд на Земле, который по общему признанию в этом году стал самым тяжелым за последние 10 лет, включая африканские гонки. И то, что Санц даже смогла пройти его – уже само по себе является подвигом – позади нее финишировало порядка 50 наездников-мужчин, а почти 80 (чуть менее половины от стартовавших) и вовсе сошло!
При этом на большинстве этапов дебютировавшая в рейдах испанка показывала времена в районе 41-45-го и один раз финишировала с 35-м показателем в общем зачете. Она уступала на протяженных и сложных СУ всего по 1,5-2 часа лучшему показателю, и вовсе 30 минут – час на более простых этапах!
Лишь в начале, когда она тактично не форсировала события и вкатывалась на первых этапах с бездорожьем, у нее были времена в районе 65-го (и это при наличии 130-140 участников в строю). При этом дебютантка ни разу не опустилась ниже 55-го места в общем зачете. А уже во второй половине гонки, перехватив инициативу и лидерство в женском зачете, она начала опережать лидирующую поначалу прошлогоднюю победительницу Энни Сил и дальше лишь «привозила» опытной шведке по полчаса, а то и час с этапа, нарастив свое преимущество над ней до двух часов. Увы, но в конце гонки Сил и вовсе начали преследовать неудачи. Она заблудилась, а также был серьезный отказ техники, что привело в итоге лишь к 83-му месту в общем зачете и последнему 4-му в женском зачете почти в 40 часах от Комы и более суток проигрыша дебютантке!
Более того, скорость Лайи была на два порядка выше, чем у остальных участниц помимо опытной Сил, которая все же несколько раз входила в топ-40 на этапах. Для сравнения, ставшая, в итоге второй в женском зачете Марийам Пол поначалу показывала времена хуже 100-го и лишь со сходом участников они стали лучше – в районе 65-70-го.
Голландка лишь раз смогла показать 56-е время, при этом на сложных этапах она уступала по 3-4 часа лучшему времени (и порядка двух испанке) и на более простых – час-два (1-1,5 часа Санц). В итоге Пол хоть и стала второй в женском зачете, но только 66-й в общем, в 26 часах от Комы и с 11 часами проигрыша Санц. Скорость Сильвии Джанетти, ставшей третьей и 79-й в общем зачете (почти 36 и 21 час отставания соответственно) и сошедшей в середине гонки Кристины Мейер были еще медленнее.
При этом Санц стала 7-й среди всех новичков на «Дакаре-2011»! Она уступила менее 10 часов выступавшему на аналогичной 450-кубовой Honda победителю в этом зачете Квину Коди.
Однако их рейдовый опыт просто несравним: американец является топовым наездником в США, неоднократным победителем самой престижной гонки в тех широтах – «Баха 1000» и его 9-е место в общем зачете также стало сенсацией нынешней гонки. Тем не менее, на церемонии награждения молодая испанка добавила, что это только начало, и уже в следующем году она собирается бороться на равных с лидерами, по крайней мере, за попадание в топ-20, а то и топ-10! Почему бы и нет – своим продуманным подходом к «Дакару» (который включал не только Аркарона, но и, например, кислородную палатку, в которой, получая массаж, Лайа восстанавливалась после каждого этапа), и главное – результатом, который он принес – дебютантка полностью подтвердила свои амбиции…