Тот, кто перед стартом пятого этапа горного чемпионата Украины, прошедшего 24 августа в поселке Кривополье, прогуливаясь по зданию местной школы, где располагался штаб гонки, случайно заглядывал в одну из учебных комнат, мог обратить внимание на скромно оформленный классный уголок.
Вечером, когда заезды уже были позади, а победители и призеры этапа, получив от организаторов, спонсоров и партнеров заслуженные награды, собрались в уютном зале одного из кафе поселка Верховына, чтобы поужинать и вдоволь пообщаться, утренние мудрости, прочитанные вскользь, пока шла регистрация участников и проверка гоночной техники, вновь пришли в голову. В виде уверенности в том, что если те из учеников, кому (вдруг) эти краткие правила казались недостаточно важными и излишне «теоретическими», посетили горную гонку, проходящую в окрестностях их родного поселка (а не посетить они не могли – не так часто в их жизни случаются столь масштабные события), они обязательно должны были убедиться в жизненности глубокого смысла всех этих правил. А те, кто давно поверил в них, – должны были лишний раз убедиться в их справедливости.
Наблюдая за тем, как готовятся к тренировкам, квалификационным и зачетным подъемам пилоты и члены их команд, просто невозможно было усомниться, в том, что все эти люди получают от происходящего истинное удовольствие. Что сегодняшний день – день гонки – для них самый лучший день!
Все пилоты без исключения – от ветеранов, таких как Владимир Петренко или Александр Медведченко, до начинающих свой путь на вершину автоспорта, таких как Василий Макара – все прекрасно понимали, что никто не застрахован от ошибок или отказов техники. При этом каждый из них, без всякого сомнения (!), верил в успех и прочь гнал даже малейший намек на страх перед какими-либо трудностями. Но даже тогда, когда трудности и неприятности все же вмешивались в ситуацию, спортсмены встречали их более чем достойно.
Тот же Михаил Серветник, получивший накануне достаточно серьезную травму руки, не то чтобы упал духом, а даже наоборот! Пока его основные соперники сражались на трассе, совершая один подъем за другим, и зарабатывали такие важные очки, львовянин активно изучал текущее турнирное положение, просчитывал возможные варианты развития событий на последующих этапах, включая финал сезона, на который он обязательно собирался вернуться. Сдаваться? Никогда!
Не думал сдаваться и Александр Медведченко, у которого двигатель на автомобиле начал перегреваться едва ли не на первом же зачетном подъеме. Но киевлянин не сложил оружие, а проехал положенную дистанцию, и хотя, конечно, много проиграл Юрию Лепехину и Сергею Жолинскому, но абсолютно заслуженно поднялся в итоге на третью ступень подиума своего класса А2. И вот что показательно, даже когда стало ясно, что старт на следующем этапе под угрозой, Александр не переставал улыбаться (что поделаешь, гонки есть гонки – всякое случается) своей искренней улыбкой.
Как улыбался и Николай Ильинский, выступающий на полноприводной «эволюшн» (на которой без вариантов крушил соперников Владимир Петренко), но при этом так и не нашедший контраргументов против напора Сергея Нимца на более скромном «Форде» класса А3. Ужгородец, в итоге, с перевесом всего в две десятые доли секунды по сумме двух подъемов, завоевал второе место абсолюта. Примечательно, что после первого подъема Ильницкий проиграл три десятые еще одному очень сильному представителю более младшего класса – Дмитрию Тананевичу, но и в тот момент Николай улыбался!
Очень умело защищался улыбкой и Сергей Чекан, который пропустил на второе место по итогам гонки Дмитрия Тананевича, что позволило одесситу сократить отставание в борьбе за «серебро» класса. Более того, даже не стоит сомневаться в том, что киевлянин не сложил бы с лица этого мощного «оружия», даже если бы знал наперед, что завтра (а все так, увы, и вышло) его подведет техника, и он не сможет выйти на старт шестого горного этапа…
А еще один важный постулат – из числа прописанных в классном уголке – доказал Василий Макара. На заключительном, третьем по счету, подъеме его боевой «Опель» на жестком торможении перед одним из самых опасных мест на трассе, перед мостом через горную реку, сорвался с трассы и на полном ходу улетел в пропасть. Без тщательного анализа и экспертизы автомобиля трудно однозначно сказать, что послужило причиной аварии. Возможно, это была ошибка пилота, возможно вылет спровоцировала поломка техники, но одно можно было утверждать с полной уверенностью – судьба-злодейка простила пилота! Из покореженного автомобиля, валявшегося под мостом в окружении поломанных деревьев, Василий выбрался сам, на нем не было ни единой царапины! Это был как второй день рождения. И это был настоящий подарок!
Что же до покореженного автомобиля, то механики ужгородской команды, которым предстояли масштабные восстановительные работы, нисколько по этому поводу не горевали. Главное – жив – здоров их пилот, а кусок железа всегда можно восстановить. Тем более что работа для механиков – это действительно лучшее развлечение, иначе не стали бы они часами, днями и неделями проводить время под гоночной машиной, и получали бы удовольствие от чего-то иного, а нет от добросовестного выполнения своих обязанностей…