X

Гонка Acropolis Rally 2013: фейерверк на трассе и за ее пределами

Греческий этап WRC был прямо-таки переполнен самыми разнообразными событиями – очередной триумф Volkswagen Motorsport на трассе, трагикомические «бумажные войны» после финиша, успехи украинцев…

В последнее время организаторы этапов чемпионата мира стараются максимально уплотнить программу соревнований и заметно сократить боевую дистанцию гонок. Не стали исключением и греки – в этом году маршрут Acropolis Rally был «упакован» в два с половиной дня, а общая протяженность спецучастков составила только 306,53 км (в прошлом году участников ждали почти 410 боевых километров).

Как обычно, болельщики и журналисты ждали очередного раунда противостояния Citroen Racing и VW Motorsport – кто на этот раз возьмет верх? Ведь «Двойной шеврон» надолго расстался со своим «чудотворцем» – Себастьяном Лоэбом, который лишь в трех стартах сумел взять 68 очков и обеспечил команде половину очков в Кубке производителей. А вот без эльзасца ситроеновцы чувствуют себя не слишком-то комфортно.

Однако стартовый спецучасток, почти 48-километровый «Кинета», одним махом поставил все с ног на голову – гонка буквально за несколько минут «выкосила» всех первых номеров заводских команд. Себастьян Ожье (VW Motorsport) остановился из-за неполадок в топливной системе – итого, 10 минут «балласта» по Rally 2. У Микко Хирвонена (Citroen Racing) буквально развалилось рулевое управление – более шести минут потеряно. Мадс Остберг (Qatar M-Sport WRT) потерял колесо, что стоило ему трех минут проигрыша.

Самый большой сюрприз преподнес российский пилот Qatar M-Sport WRT Евгений Новиков, выигравший на старте три спецучастка и оторвавшийся от ближайших преследователей, Яри-Матти Латвалы и Даниэля Сордо, на сорок секунд! Но на СУ4 Новиков пробил колесо, после чего вынужден был еще два допа тянуть до сервиса с поврежденной подвеской, что отбросило его за пределы Топ-10 с восьмиминутным отставанием.

И инициатива постепенно перешла в руки фольксвагеновцев, которым не помешала даже досадная пятничная осечка Ожье – Латвала отлично справился с ролью нового лидера команды и довел гонку до победного финиша, переиграв ситроеновца Даниэля Сордо. Как позднее признался испанец, он до последнего момента рассчитывал на ошибку или проблемы у финна, но так и не дождался… Зато Яри-Матти  записал на свой счет первую победу в составе Volkswagen и поднялся на второе место в чемпионате!

Примечательно, что вся команда VW Motorsport в таких непростых условиях оказалась на высоте – ведь все три ее экипажа в Греции сумели записать на свой счет девять выигранных допов. Попутно Себастьян Ожье показал лучшее время на Power Stage и взял три дополнительных очка. А вот официальный лидер Citroen Racing Микко Хирвонен откровенно разочаровал – финн то ли не смог, то ли не захотел по-настоящему рискнуть и уныло завершил гонку восьмым… Да, с таким настроением ему борьба за титул не светит!

Вообще-то, греческое ралли можно было с полным на то основанием назвать «гонкой вторых номеров» – после «звездопада» официальных лидеров команд условия на трассе диктовали их напарники. Яри-Матти Латвала праздновал победу, вторым стал Даниэль Сордо, на третью ступень подиума поднялся бельгиец Тьерри Невилль из дочерней команды Qatar WRT, на четвертое место пробился Андреас Миккельсен из VW Motorsport II, Евгений Новиков выиграл больше всех спецучастков.

Порадовали и представители Украины – все пять стартовавших экипажей (Юрия Протасова, Валерия Горбаня, Алексея Кикирешко, Алексея Тамразова и Ефима Важеевского) сумели финишировать, хоть многим из них пришлось столкнуться с серьезными  испытаниями. Наивысшего успеха добился Протасов, впервые выступавший на гравии за рулем Ford Fiesta RRC (прежде Юрий пилотировал автомобиль только на асфальте, в прошлом году на Yalta Rally) – украинец стал вторым в WRC 2! Четвертым в этой категории финишировал Алексей Тамразов, впервые в своей карьере завоевавший очки в официальном зачете чемпионата мира.

Особого внимания заслуживает триумф польского экс-пилота Формулы 1 Роберта Кубицы, который лишь в третий раз в своей раллийной карьере стартовал на гравии – и одержал победу в зачете WRC 2! Следует отметить, что поляк принес автомобилю Citroen DS3 RRC первую официальную победу в международном зачете – прежде высшими достижениями для французского автомобиля были три подиума Халида Аль-Кассими на этапах чемпионата Ближнего Востока (FIA Middle East Rally Championship).

После финиша же началась настоящая «бумажная война». Citroen Racing подал протест на VW Motorsport, причем французской команде пришлось это сделать дважды – первую попытку судьи банально «завернули», за несоблюдение установленной формы документа (протест можно подавать на отдельный экипаж, но не на всю команду). Да и второй «заход» получился довольно-таки корявым (два протеста на три экипажа), но на этот раз в КСК уже не стали придираться к формальностям и приняли жалобу к рассмотрению.

По мнению ситроеновцев, VW нарушил правила, установив на Polo R WRC по два аккумулятора (согласно регламенту, количество батарей должно быть таким же, как на серийном автомобиле). Однако немецкая команда выставила несокрушимые аргументы. Во-первых, резервный аккумулятор является запчастью, которая находится внутри кабины, и не может быть подключен одновременно с основной батареей – что полностью соответствует правилам (нечто подобное в последние годы не раз применяли в M-Sport). Во-вторых, наличие двух аккумуляторов на автомобиле было разрешено еще в прошлом году, после консультаций между VW Motorsport и техническим комитетом FIA.

Таким образом, протест «Двойного шеврона» был отклонен, результаты всех трех фольксвагеновских экипажей утверждены официально. После чего последовали два финальных акта греческой трагикомедии. Во-первых, после уточнения данных хронометража Микко Хирвонен был передвинут с седьмого на восьмое место – как выяснилось, первоначально чеху Мартину Прокопу было записано ошибочное время на СУ13. Во-вторых, судейская коллегия приняла решение дисквалифицировать все финишировавшие экипажи в зачете Junior WRC – на всех Ford Fiesta R2 выпускные коллекторы не соответствовали омологации. Самое смешное, что одновременно было решено сохранить за юниорами все набранные в Греции очки – то есть «молодежники» вроде бы поголовно лишены мест в абсолюте, но в их зачете гонка все равно состоялась.

Фото Citroen, M-Sport, VW, Mentos Ascania Racing, acropolisrally.gr, motorsport.com