Заключительный 17-й этап «Индикара», который должен был назвать имя Чемпиона и стать по-своему уникальным, уже в самом начале превратился в трагедию, в которой погиб Ден Вэлдон. Изначально именно к нему было приковано особое внимание.
Помимо двух главных претендентов на чемпионский титул в лице Вилла Пауэра и Дарио Франкитти, именно на Дена Вэлдона были устремлены все взгляды, так как он одним единственным стал участником необычной программы. Впервые в «Индикаре» из обычного этапа было принято решение сделать необычное шоу. Последняя гонка сезона проходила на овале в Лас-Вегасе и в духе этого города был установлен особый призовой фонд в 5 миллионом долларов, которые в случае своей победы мог выиграть один единственный пилот – Ден Вэлдон.
Этот приз был установлен для заслуженных пилотов, не участвующих регулярно в Чемпионате и являлись бы гостевыми. В случае победы «звезды» он получил бы этот приз, но половиной обязан был бы поделиться с болельщиком, которого определила бы лотерея. Изначально предполагалось, что таких гостевых звездных пилотов будет несколько, потом таковых вроде бы не нашлось, и в итоге им стал один единственный Ден Вэлдон, который стартовав по условиям акции с последнего места, за 10 кругов уже успел отыграть 10 мест.
Напомним, что право на звездный статус Вэлдону дала его великолепная гоночная карьера в Америке. Начав заниматься картингом в возрасте четырех лет у себя в родной Англии, в 21 год в 1999-м году Ден отправился в США, где по формульной лестнице к 2003-му году добрался до ее американской вершины – серии «Индикар».
В 2005-м году он установил новый рекорд по количеству побед в одном сезоне – 6, и стал Чемпионом. В 133 стартах на его счету было 16 побед при 27 подиумах и еще два вице-Чемпионских титула в 2004-м и 2006-м году. В 2006-м году Ден был в составе экипажа, победившего в легендарной гонке «24 часа Дайтоны».
Но еще более Вэлдон стал известен благодаря своими выступлениями в легендарной и старейшей гонке в Америке – «Инди-500». После 3-го места в 2004-м, он победил в 2005-м, в 2009-м и 2010-м два года подряд финишировал вторым и в этом году, не выступая в регулярном чемпионате, одержал вторую победу, которая была достойна голливудского сценария.
Фактически, будучи безработным, этот год Вэлдон посвятил тестам нового радикального болида для «Индикара», который, по злой иронии, должен поднять планку безопасности на новый уровень. В первую очередь это касается радикального подхода с закрытыми задними колесами, что должно будет в будущем исключить пресловутые и самые страшные для формульных гонок аварии, когда колеса двух болидов на огромных скоростях сцепляются и один из них взмывает воздух.
На индикаровских скоростях за 300, которые они развивают на овалах, такие аварии не редкость и сам Вэлдон побывал во многих переделках, включая и перевороты…
Однако такие аварии всегда были зловещей непредсказуемой лотереей, и именно такая авария унесла жизнь Дена Вэлдона на 12-м круге гонки в Лас-Вегасе!
Изначально многие подходили с опаской к этой гонке, так как своей рекламой (не в последнюю очередь именно благодаря этой программе «5 миллионов») на ее старт вышли 34 пилота, что явилось рекордом и превысило обычные 33 стартующие в «Инди-500». (Многие из них были малоопытными новичками, или же ветеранами. но не столь титулованными, как Вэлдон). Проблема в том, что протяженность трассы в Индианаполисе 2,5 мили против всего 1,5 в Лас-Вегасе. При этом скорости на этом овале оказались соизмеримыми с «Инди» – порядка 225 миль в час – более 360 километров час, и это средняя скорость на круге!
Но главная разница заключалась в том, что если на легендарной «старой кирпичнице» есть одна, от силы две идеальных траектории, то на этом овале с большим наклоном бенкинга их куда больше и ужена практике Джеймс Джейкс попал в серьезную аварию, но не такую которая ждала всех впереди…
Это привело к тому, что, уже начиная с первого круга гонщики шли по три в ширину и постоянно меняли траекторию. Это привело к огромному завалу в который попало 15 машин: сразу несколько из них взлетели в воздух. Приземления некоторых были настолько жесткими, что асфальтовое полотно потребовало ремонта!…
Одним из взлетевших стал лидировавший почти весь сезон и уступивший это место лишь на предпоследнем этапе Вилл Пауэр, после жесткого приземления на бок он с травмой спины был доставлен в больницу….
Сами гонщики назвали аварию самой страшной и сравнивали ее со сценами из «Терминатора» с обломками и огнем летящими с неба…
К огромному сожалению, автомобиль Вэлдона, который считался настоящим специалистом по овалам с 14 победами на них, дезинтегрировался при фронтальном ударе не о специальные мягкие стены, а о забор выше них, ограждающий зрителей от летящих обломков.
Гонка была остановлена, и воцарилось гремучее ожидание. Ден был доставлен вертолетом в больницу, но спустя два часа томительного ожидания было объявлено о гибели Вэлдона и отмене гонки – оставшиеся в строю гонщики проехали пять кругов в виде символического прощания с товарищем – они шли в том же формате три в ряд… Садясь в болид, ставший в четвертый и третий раз подряд Чемпионом «Индикара» Дарио Франкитти, который заменил как раз Вэлдона в кокпите команды Чипа Ганасси в 2008-м году и по дикому стечению обстоятельств стал последним, кто вышел невредимым из этого рокового завала, не скрывал слез.
Дену Вэлдону исполнилось 33 года, у него осталась жена Сюзи и двое сыновей – Себастьян, возрастом два года и Оливер, который родился в марте этого года… Светлая память одному из лучших гонщиков современности….