X

«Дакaр-2011»: Открыто как никогда!

После десятилетия доминирования на «Дакаре» байков только одной марки - КТМ и наличии всего двух претендентов на победу в мотозачете Сериля Депре и Марка Комы, на пару выигравших пять последних гонок, «Дакара-2011» может стать самым непредсказуемым и острым именно в зачете мотоциклистов.

Причин тому несколько.

Во-первых, это усложнение навигации, о котором мы уже сообщали. Ведь нельзя забывать, что наездники полагаются только сами на себя – у них нет штурманов и теперь шансы на ошибку и многочасовые штрафы и потерю времени многократно увеличиваются. Во-вторых, это усложнение маршрута, с куда большим количеством песков. Но все же главное – это третье: закат эры 690-кубовых байков и рождение новой для 450-к. Нужно сказать, что произошла эта смена исключительно принудительно под давлением остальных производителей, которые так и не смогли за 10 лет бросить достойный вызов австрийским эндуро.

Организаторы гонки собирались произвести радикальный шаг еще на «Дакаре-2010», но тогда, уже под угрозой выхода из гонки самой КТМ, байки которой использовала добрая половина участников, тогда на их мощные двигатели установили рестрикторы. Тут стоит уточнить, что эта мера была применена только к так называемым элитным наездникам, которые входят в соответствующий список, куда включены профессионалы или же бывшие любители, которые уже достигли определенных высот, как по опыту участия, так и по показателям финишей. Всего это порядка 40 гонщиков эндуро со всего мира. В 2010-м все остальные могли спокойно выступать на «незадушенных» 690-ках. В «Дакаре-2011» элитные наездники обязаны выступать на мотоциклах с кубатурой не более 450 см3. Движки 690-к любителей будут «задушены», а уже с 2012-го года большая кубатура будет запрещена на «Дакаре» и вовсе.

Если говорить коротко, то помимо аспекта привлечения производителей, в этой мере действительно присутствуют и несколько других плюсов. Главное, это снижение топовой скорости, а также облегчение управления куда более легкими мотоциклами. Общепризнанный факт, что с тяжелыми эндуро, да еще и на скоростях под 180, справиться мог далеко не каждый опытный наездник, что зачастую приводило к падениям и, как это не печально, даже к летальным исходам, когда в среднем один «Дакар» забирал жизнь одного наездника… Организаторы надеются, что комбинация снижения скоростей (450-ки развивают порядка 150-160 км в час) и более легких и маневренных байков повысит планку безопасности в их гонке. Присутствуют и другие аспекты: гонщикам проще выбираться из песчаных ловушек с более легкими байками, они менее прожорливы, да и стоят несколько дешевле больших эндуро. Хотя эти факторы уже второстепенны.

Главное же, что помимо повышения безопасности, в этом году новые требования дают первый реальный шанс сразу нескольким серьезным производителям техники на победу, равно как на нее теперь сможет претендовать добрый десяток сильных пилотов со всего мира. Так гонщикам КТМ-ов должны однозначно бросить вызов наездники на Aprilia, BMW, Yamaha и Sherco. Возможно высокие результаты (ноне более чем подиум) смогут показать и представители Honda.

Правда, именно австрийская марка по-прежнему является главным фаворитом с точки зрения состава пилотов – ведь ей остались верны оба Чемпиона: Депре и Кома. Вопрос лишь в абсолютно новом байке КТМ – не подведет ли он своих пилотов?… Нельзя сбрасывать со счетов и стойкого норвежца Пел Андерс Уллевалсетера, который после нескольких третьих мест на «Дакаре-2010» смог стать вторым. Рубен Фариа, как и Хенк Кнуиман, скорее является отличным «вотеркериером» для лидеров команды. У остальных производителей в наличии лишь по одному явному лидеру, или же и вовсе только несколько середнячков.

Так молодое открытие латиноамериканских «Дакаров» чилиец Франциско Лопез Контардо, финишировавший третьим в прошлой гонке, уже успел победить в «Ралли Туниса» и ходит чуть ли не в главных фаворитах гонки! Чернокожий африканец Алан Дюкло был призван стать «вотеркериером» чилийца, но вполне может претендовать и на подиум. Аналогично у молодой, но очень агрессивной французской марки Sherco, буквально ворвавшейся в ралли-рейды из триала в прошлом году, есть один фаворит – лидер (и по совместительству руководитель команды) Давид Касто. После великолепного победного старта в «Дакаре-2010» француз упал и серьезно повредил таз. Однако с того момента он смог победить в Кубке Мира по ралли-рейдам в классе 450-к и полон уверенности как в своих силах, так и в надежности своего выокотехнологичного мотоцикла, в конструкции которого широко применяется карбон.

BMW сделала «ход конем» и в придачу к своему лидеру Франсу Верховену, тестировавшему на протяжении двух лет нового 450-кубового «баварца», переманила под свои знамена опытнейшего Давида Фретинье (5-й и 3-й на двух прошлых «Дакарах»). Француз много лет оставался верным Yamaha, являвшейся первопроходцем как в категории 450-к, так и экспериментировавшей с полноприводным мотоциклом! Именно Давида можно считать самым опытным наездником современности на 450-х эндуро. С учетом наличия быстрого «вотеркериера» в лице Паоло Гонкалвеса шансы BMW на успех также не малы. Что же касается самой Yamaha, то вот ее состав, пожалуй, хоть и ровный, но самый слабый. Тут не осталось звезд и лидеров: в равной степени профессиональны Хелдер Родригес (4 и 5 места на двух последних гонках), Хорди Виладомс, Оливье Пан и даже их помощник Хосе Мануэль Пеллисиер. Но все они не более чем еще вчерашние «вотеркериеры», получившие шансы на равной технике.

Что же касается Honda, то тут пока речь идет лишь о частниках и любителях, едущих на очень близких к серийным мотоциклам. Хотя в ее рядах есть одна «темная лошадка» – молодой, но уже опытный и быстрый американец Квинн Коди, от которого все ждут сюрприза, пусть этот специалист по Бахам и является дебютантом «Дакара».

Нельзя забывать и о самом Хорди Аркароне, звращающегося в седло.

Нельзя не упомянуть и о цифрах. Из почти 180 наездников, допущенных к гонке (а заявок на этот зачет было подано с избытком еще за два месяца до даты завершения их приема) – треть представляют собой новички! Аж 64 наездника будут дебютировать на «Дакаре-2011». Вполне предсказуемо с учетом нынешней дислокации гонки, львиную долю из них составляют аргентинцы и чилийцы. Для них осенью даже был проведен специальный семинар, который вел никто иной, как сам действующий и трехкратный триумфатор «Дакара» Сериль Депре!

Всего в гонке должно стартовать более 30 аргентинцев и десяток чилийцев. По-прежнему серьезней всех среди европейских стран представлена Франция – также более 30 наездников. На втором месте Испания с полутора десятком гонщиков, правда, все он они исключительно любители. При этом география участников кажется невероятной. Причем тут намечается интересная тенденция в строну глобализации, при одновременном оттоке традиционных европейских стран. Так Испания теряет свои позиции, и, похоже, что Англия и вовсе не будет представлена на «Дакаре-2011». Зато присутствуют наездники из Австралии, США, Португалии, Сан Марино, Швейцарии, Греции, Гватемалы, Уругвая, Боливии, Бразилии, Турции. Серьезно представлена Восточная Европа (Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Сербия, Польша, Украина, Россия), и даже Африка (Намибия, Конго, Сенегал, Марокко).

Хотя в реалии, точно также как и Германия в лице одной единственной участницы Кристины Меир, большинство из всех вышеперечисленных стран также будут представлены лишь одним наездником, которых организаторы похоже выбрали именно для создания этой смой картины интернациональности гонки. За исключением пары сильных американцев, включая Иона Стрита и середнячков-поляков (Чахор и Дабровски) все они исключительно любители, единственной целью которых является финиш на «Дакаре».

Но именно этим всегда и был замечателен и особенен «Дакар», где наряду с профессионалами едут любители, со всего мира, такие как бывшая звезда регби и друг Депре Кристиан Калифано, для которых это не более чем приключение и возможность осуществления одной единственной заветной мечты – финиша в самой сложной гонке на планете Земля…

С учетом выравнивания возможностей и скорости, вопрос гоночных возможностей пилотов выйдет на первое место, вместе с надежностью техники. Вместе с порядка 20 наездников, представляющих шесть производителей, претендующих на места на подиуме и чуть ли не десятком из них на победу – перспектива «Дакара-2011» более чем заманчива и интригующая!

Фото: Dakar.com