На протяжении более чем 30-летней истории «Дакара» в зачете внедорожников можно выделить две четкие эры: французскую и японскую. Похоже, что мы становимся свидетелями новой - немецкой.
С 1987-го по 1996-м в Африке баллом правили сначала Peugeot 205, потом 405, а затем пришла смена его брата-близнеца – Citroеn ZX. За рулем этих машин 4 раза триумфатором «Дакара» стал Ари Ватанен и трижды, причем подряд (1994-1996), – Пьер Лартиг. С уходом французов сражавшиеся и до этого с ними на равных пилоты на Mitsubishi Pajero, побеждавшие в 1985-м, 1992-м и 1993-м годах, окончательно «узурпировали» африканскую гонку. После двух подряд триумфов 1999-2000 Жан-Луи Шлессера на багги собственной постройки, в разменявшем третий десяток «Дакара» не было равных представителям «трех бриллиантов». После знаковой победы Ютты Кляйндшмидт в 2001-м году и двух Хироши Масуоки, трижды теперь уже на четырех колесах в «Дакаре» победил сам Стефан Петрансель, после чего с 4-м десятком этой гонки настали новые времена: латионамериканско-немецкие.
Именно этот легендарный француз попробует в этом году остановить воцарившуюся ныне гегемонию VW, установившуюся с переездом гонки в Латинскую Америку. Петрансель вновь поведет баварскую марку, чья команда BMW X-Raid в этом году была усилена как никогда.
Боссы уволили опростоволосившегося и попавшего в очередную аварию в самом начале «Дакара-2010» «Нани» Рому, но зато переманили под свои знамена из Nissan опытного поляка Кжиштофа Холовчика, который дышал в спину двум немецким командам в обоих последних «Дакарах». Он финишировал 5-м в 2009-м году, до своей аварии в 2010-м шел на аналогичном месте и в этом же году стал обладателем Кубка ФИА по Бахам.
Примечательно, что все еще на Х3 был заявлен и Гурлен Шишери, который в реалии будет стартовать на совершено новом внедорожнике Mini.
Причем шансы бывшего горнолыжника могут быть не столь плохи, так как под обшивкой, имитирующей новую британскую классику, в реалии находится вся проверенная механика от BMW Х3.
С учетом трех экипажей поддержки во главе с взявшим Кубок Мира по ралли-рейдам этого года россиянина Леонида Новицкого (8-е и 11-е места на двух предыдущих «Дакарах»), а также Дос Сантоса и Террановы, в этот раз «баварцы», кажется, готовы к блицкригу как никогда ранее. Причем тут темной лошадкой может оказаться Орландо Террнова, выступающий на родной земле.
Но и синяя армада народной марки VW готова держать оборону как никогда, тем более, что в их рядах сразу четыре приблизительно равных по силе пилота и все они будут выступать на новейшей третьей версии их «Гоночного Туарега» с оптимизированной системой охлаждения. Карлос Сайнц после своих триумфов в «Дакаре-2010» и «Шелковом пути-2010» полон не только опыта, но и уверенности.
Наверняка это, равно как и два вторых места на этих же гонках, только еще больше распыляет желание победить «Эль Матадора» у его напарника Нассера Аль-Аттии. Но и победитель «Дакара-2009» Жиниель Де Вильер и Марк Миллер тоже не собираются быть зрителями или простыми «вотеркериерами», что было продемонстрировано ими не раз, особенно Де Вильером.
Реально смотря на вещи, только сходы или серьезные неудачи этой четверки «народных мушкетеров» и лидеров X-Raid, дадут шанс на подиум другим участникам гонки. Да и реальной третьей силы как таковой в гонке нет. Пилоты на не молодых по конструкции пикапах Nissan Overdrive вряд ли смогут бросить вызов представителям двух немецких гигантов. Тем не менее, присоединившийся в последний момент к клиентам этой команды уволенный из BMW «Нани» Рома наверняка будет движим дополнительной мотивацией.
Да и второй опытный бывший мотоциклист «Альфи» Кокс, также избравший Nissan, может преподнести сюрпризы, равно как неплохие времена может показывать еще один их напарник «по оружию» – Александр Мироненко.
Но все же все они могут реально рассчитывать только на места в топ-10. Но главным возмутителем спокойствия и единственной настоящей угрозой двум заводским командам может стать только он – Робби Гордон, чей необычный прототип Hummer впервые получил полный привод! С учетом мощности, легкости, куда большего хода подвески с прибавлением полного привода этот автомобиль может вполне стать «убийцей» немецких дизелей. Если перемножить технические возможности американского «монстра» на опыт, агрессию и главное – жажду победы его пилота, то немецким командам есть чего опасаться. Жаль, что за рулем других Hummer-ов пока нет соответствующих этим машинам пилотов.
Последнее добавление – знаменитый в прошлом чилийский кольцевик (участник «Ф-1», «Инди-500» и «24 часов Ле Мана») Элисео Салазар вряд ли сможет приблизиться по скорости к всем вышеперечисленным пилотам.
Собственно это и все. Из почти полутора сотен внедорожников и багги, остальное большинство – это любители и пара-тройка более профессиональных экипажей категории Т2. Более того, в этом зачете стартует 50 новичков! Вполне понятно, что большинство из них родом из местных широт – так в гонке должны принять участие более 30 аргентинских экипажей и порядка 10 чилийских. Национальная принадлежность, как и техника участников «Дакара-2011» весьма разношерстна: в заявочном списке вместе с традиционными для ралли-рейдов Mitsubishi и Toyota присутствуют Ford, Subaru, Isuzu, Hyundai, Fiat, специально построенные для подобных гонок внедорожники Bowler, Springbok, Desert Warrior, и, конечно несколько «китайцев» Cherry и Great Wall! Примечательно, что в этом году должны стартовать сразу 7 китайских экипажей, причем не все из них будут выступать на национальных автомобилях. Для подавляющего большинства из них, не считая лидеров Т2, главной и единственной целью является лишь финиш на «Дакаре» и не более того, а в лучах славы и внимании СМИ со всего мира будут только лидеры, что вполне объяснимо…
Фото: naniroma.com, dakar.com, X-Raid