Все три известных суточных марафона привлекают на свой старт бывших и даже действующих пилотов Формулы-1. Так было всегда. Однако в большинстве своем побеждают в них опытные «марафонцы». Нынешняя «Дайтона» не стала исключением.
Легендарная американская гонка в следующем году отпразднует свое 50-летие, однако на своей заре в начале 60-х и пару раз позже она проводилась не в суточном формате. Ее первым победителем в 1962-м году, когда протяженность гонки составляла всего 3 часа, как раз был американский пилот «Ф-1» Дэн Герни, который не сыскал славы при дворе «королевы». В современной истории появился бывший «придворный королевы» Хуан-Пабло Монтоя, который смог победить дважды в «24 часах Дайтоны» в 2007-2008-м, однако его победам ассистировал опытный заокеанский марафонец Скот Прюетт, победивший в «Дайтоне» еще в 1994-м году!
Именно они были в числе главных фаворитов на нынешней гонки. Точнее в фаворитах ходила вся их команда, принадлежащая одному из самых успешных в Америке владельцев «конюшен» Чипу Ганасси. За последние несколько лет его подопечные выиграли несколько «Инди 500» (включая и прошлый год), а также титулы в «Индикаре». Примечательно, что начало данных побед было положено еще в 90-х в серии CART, когда после Джимми Вассера в 1996-м году, в 1997-1998 годах Алекс Занарди разгромил всех тамошних завсегдатаев, а в 1999 в свой дебютный год Чемпионом стал пришедший на место итальянца Монтоя.
В 2006-2008-м годах экипажи команда Ганасси победили в «24 часах Дайтоны» три раза подряд, однако два последних года они становились «первыми проигравшими», занимая вторые места, причем уступая неожиданным новичкам. Поэтому в этот раз команда была настроена как никогда решительно. Более того, в целях распределения сил, частенько применяемых в марафонских гонках ветеран Скот Прюетт был разделен с Монтоей и призван вести другой экипаж машины №01 в составе Мемо Рохаса, Джои Хенда и юного Грехема Рейхала. Причем, несмотря на свой солидный возраст Прюетт вместе с Рохасом стали Чемпионами серии Grand Am, в рамках которой в последние годы проводятся «24 часа Дайтоны». Монтоя же возглавил экипаж машины №02, в состав которого входил пилот из NASCAR Джейми МакМюрри и два Чемпиона «Индикара» в прошлом Скотт Диксон и Фарио Франкитти и в сравнении с ними экипаж №01, выглядел слабым.
Но в самом начале гонки на обе машины-фаворитки посыпались неприятности.
На №02 в течении первых двух часов произошло два прокола особенно нагруженного на бенкинге овальной части трассы правого заднего колеса (эта неприятность постигла добрые два десятка машин по ходу гонки), а на №01 неожиданно еще до истечения 2 часов была произведена замена КПП. Правда, ремонт производился даже не в гараже, а на пит-лейне, где разрешено работать лишь паре механиков и у них на это ушло считанные минуты! К тому же в это время на трассе находился сейфети-кар.
Тем не менее, уже в начале гонки главные фавориты гонки откатились на последние места в классе «прототипов дайтоны», проигрывая лидерам круг (№01) и два (№02).
Но, как мудро заметил в интервью Диксон: «В «Дайтоне» лучше, если неприятности происходят в начале гонки, а не в конце». И как же он был прав! Посредством тактики и большого количества приостановок гонки экипаж Прюетта вернулся в лидирующий круг спустя всего три часа от начала гонки и уже отставал от первого менее чем на 10 секунд! Нужно сказать, что всего режим сейфети-кара вводился 22 раза и на протяжении рекордных 124 кругов, включая трехчасовую утреннюю неспешную «прогулку» из-за опустившегося на трассу жуткого тумана!
Чуть по хуже обстояли дела у второго экипажа. Всю ночь Монтоя прорывался через пелетон, несколько раз буквально распихивая соперников в присущей колумбийцу бесцеремонной манере. Он смог отыграть два круга и выйти в лидирующий круг, однако столкновения не прошли безболезненно для его машины. Очередной ремонт передней части машины, теперь уже серьезный и в гараже, стоивший немало времени. Тем не менее, к концу гонки и этот экипаж не просто вошел в лидирующий круг, а стал вторым, позади своих напарников из №01, которые к этому моменту уверенно возглавляли гонку!
В лидирующем круге находилось еще две машины, включая прошлогодних победителей №9 на 3-м месте. Менее чем за 10 минут до финиша гонки на одном из прототипов-аутсайдеров взрывается задняя правая покрышка и опытный пилот-марафонец Саша Маассен пытаясь дотянуть до боксов, засыпает трассу обломками карбона от разбиваемой размотавшейся покрышкой задней части его машины! Казалось, что финиш произойдет под желтыми флагам, но это американские гонки.
Маршалы успевают убрать трассу и рестарт дается за одну минуту до финиша на один последний круг! И тут, если Прюетт находился в безопасности, так как непосредственно за ним шли несколько круговых, то весь последний круг Диксону пришлось отбивать настойчивые атаки опытного лемановского марафонца и прошлогоднего победителя Жоао Барбозы на №9. Тем не менее, и второй Скот в рядах Ганасси устоял, принеся после двух обидных вторых мест невероятный победный дубль для команды Чипа в этой американской легенде!
Для Прюетта, этот триумф стал четвертым, а вот для его напарников Джои Хенда, Мемо Рохаса и Грехема Рейхала – первым. Примечательно, что отец Грехема – Бобби является победителем «24 часов Дайтоны» 1981-го года и он тоже в свое время безуспешно пробовал свои силы в «Ф-1». Но в этой связи интересен экипаж №23, пришедший 4-м.
В его составе после порядка 10-летнего перерыва на серьезном гоночном уровне стартовали два ветерана «Формулы-1» – бывшие дважды напарники по командам «Бребхем» и «Лижье» Марк Бланделл и Мартин Брандл! Все же уровень и опыт ветеранов «королевы» говорит сам за себя, к тому же Брандл побеждал в «24 часах Дайтоны» в 1988-м году, однако в марафоне вновь победили пилоты, которых вел настоящий специалист по подобным гонкам…
Фото Ford, www.chipganassiracing.com и www.daytonainternationalspeedway.com