Сергей Чуканов – первый и пока что единственный украинец, имеющий реальный шанс попасть в Формулу-1. Громкие успехи в картинге, «смотрины» в команде Lukoil Racing и, наконец, полный сезон в Formula Renault – таков путь нашего героя; путь, ведущий к вершине автоспорта.
Сергей Чуканов – первый и пока что единственный украинец, имеющий реальный шанс попасть в Формулу-1. Громкие успехи в картинге, «смотрины» в команде Lukoil Racing и, наконец, полный сезон в Formula Renault – таков путь нашего героя; путь, ведущий к вершине автоспорта.
Сергей Чуканов – первый и пока что единственный украинец, имеющий реальный шанс попасть в Формулу-1. Громкие успехи в картинге, «смотрины» в команде Lukoil Racing и, наконец, полный сезон в Formula Renault – таков путь нашего героя; путь, ведущий к вершине автоспорта. |
«Автоцентр»: Сергей, как ты оказался в Lukoil Racing – ведь это предел мечтаний всех картингистов на просторах экс-СССР?
Сергей Чуканов: В 2002– 2005 годах я регулярно участвовал в картинговых чемпионатах в России и Европе. Все решило выступление на этапе чемпионата Европы в Италии в 2005-м, где я выиграл квалификацию и финишировал 4-м в финальной гонке. Тогда и попался на глаза шефу Lukoil Racing Евгению Малиновскому. Спасибо моему отцу – он нашел необходимые для «смотрин» 20 тысяч евро на две тестовые сессии. Несмотря на мою не совсем уверенную езду, Малиновский в меня поверил. Так я оказался в F-Renault.
«АЦ»: Страху, небось, натерпелся?
С. Ч.: Не без того – ведь раньше я ни на чем, кроме картов, не гонялся. А тут сразу 190-сильный болид F-Renault. Особенно поразило замедление: с 200 км/ч вытормаживаешься за считаные секунды! Но к этому-то я быстро привык, а вот выжимать из «формулы» все при разгоне, и особенно открывать газ в повороте оказалось куда сложнее. Но понимал, что проигрываю именно в этом, и постепенно прибавлял.
«АЦ»: А что это за история с тремя «медленными» кругами в квалификации?
С. Ч.: Это как раз то, чему не научат ни в одной академии. Мой механик Алексей Попов, за плечами которого впечатляющие гоночные университеты, в начале сезона говорил: как бы быстро ты ни ехал в квалификации, под конец успокойся и три последних круга сделай для меня. Именно на них я, как правило, и показывал лучшее свое время!
«АЦ»: Можешь припомнить самый курьезный случай в твоей жизни, связанный с автогонками?
С. Ч.: В 2001-м перед этапом чемпионата Германии в боулинг-клубе серьезно травмировал правую ногу. Нормально ходить не мог, и если бы организаторы заметили мою хромоту, наверняка не допустили бы к участию. Поэтому в предстартовую зону я въезжал на самокате, а чтобы газовать, приходилось наваливаться на педаль всем телом. Так вот, в той гонке я показал свой лучший результат в этом чемпионате. Механики шутили, что на следующую гонку мне надо травмировать обе ноги, и тогда я точно выиграю.
«АЦ»: Если родители решили сделать своего ребенка гонщиком, с какой суммы нужно начинать?
С. Ч.: Есть такая пословица: «Если у вас есть время и деньги, займитесь картингом – и то и другое исчезнет». Все зависит от цели. Если родители хотят отвлечь ребенка от улицы, то достаточно $5000–7000. А вот на «взрослом» уровне бюджет вообще не имеет верхней планки: от $10000–15000 и до бесконечности. Можно израсходовать и $100000. Основные затраты: ежегодное приобретение новой техники, ее обслуживание, резина, топливо, переезды и профессиональные механики, которых куда меньше, чем гонщиков.
Европа и Швейцария
«АЦ»: Почему ты выступал в NEC – чемпионате Северной Европы, а не в более престижном Еврокубке?
С. Ч.: Этапы Еврокубка проходят одновременно с Мировой серией, и требования к командам весьма высокие. При этом по уровню организации североевропейская серия NEC близка к Еврокубку, но побеждать в ней все же легче – конкуренция пониже. Заодно мы решили проехать и чемпионат Швейцарии, чтобы набраться гоночного опыта.
«АЦ»: Какие задачи ставила перед тобой команда?
С. Ч.: Первый сезон был чисто ознакомительным. Нужно было «присидеться» к машине, почувствовать ее возможности, познакомиться с трассами, научиться «читать» гонку, предугадывать развитие ситуации. И подгонять физическую форму: когда на улице +30 градусов, то в кокпите температура зашкаливает за +60.
«АЦ»: Какие у тебя результаты в NEC?
С. Ч.: На первом этапе в немецком Ошерслебене шел в середине второго десятка. На финальном этапе сезона в австрийском Зальцбурге – уже в десятке. Сам чемпионат закончил 16-м среди почти четырех десятков соперников.
«АЦ»: Ты упомянул Швейцарию – но ведь в этой стране с 1955 года, после трагедии в Ле-Мане, автогонки запрещены?..
С. Ч.: Да, так и есть. Поэтому этапы серии проходят где угодно, только не в самой Швейцарии. Я, кстати, так и не побывал в этой стране, хотя Европу изъездил вдоль и поперек.
«АЦ»: И как сложились дела в этом чемпионате?
С. Ч.: Получше – я с самого начала ехал в первой десятке. Финал серии проходил на уже знакомом «Зальцбургринге», и в обеих гонках я стал третьим.
С оглядкой на напарника
«АЦ»: Судя по результатам в конце сезона, общий язык с болидом ты нашел…
С. Ч.: Не совсем – ведь мой партнер, россиянин Сергей Афанасьев все время был быстрее. А я ориентировался в первую очередь на него: после любых заездов сидел и часами изучал телеметрию, анализируя, где и как я ему проигрываю. Но одно дело знать, почему напарник быстрее, и совсем другое – поддерживать его темп.
| |
«АЦ»: А от каких результатов отталкивается Афанасьев?
С. Ч.: На предсезонные тесты Малиновский пригласил Фелипе Альбукерке, который впоследствии выиграл Еврокубок Formula-Renault 2000. Его время и служило ориентиром для команды.
«АЦ»: Твой напарник без особого напряжения стал вице-чемпионом Швейцарии. Почему он не выиграл?
С. Ч.: Афанасьев мог бы стать и чемпионом, но сказался пропуск чешского этапа. Возможно, именно недобранные там очки и не позволили ему стать первым.
«АЦ»: Насколько я знаю, в следующем сезоне ты станешь первым в команде?
С. Ч.: Да, Афанасьева «переводят» на повышение. Сидеть три года в одном классе смерти подобно – на данном этапе карьеры пилоты должны максимально быстро прогрессировать.
«АЦ»: Ты пришел на место Михаила Алешина, которого Малиновский «ведет» в Ф-1…
С. Ч.: Да, после успехов в F-Renault Мишу «повысили» до Мировой серии Renault V6. А из этого чемпионата уже рукой подать до Ф-1. Правда, Renault V6 – это уже не юниорская серия, а настоящие «взрослые» гонки, и цена ошибки возрастает многократно. Если у Алешина все пойдет «по плану», его ждет успешный путь.
«АЦ»: Надеемся, что и тебя тоже!
| |
| |