Один день с европейским NASCAR
Безусловно, термин NASCAR ассоциируется у нас с заокеанскими гонками, но ведь есть и европейский чемпионат, который не менее интересен! На его французском этапе побывал наш спецкор Игорь Романов. Сегодня «Автоцентр» публикует первую часть его рассказа.
Около входа в один из павильонов «Парка выставок», что во французском городе Тур, стоял человек. Он неторопливо листал какие-то интернет-странички в своем смартфоне, абсолютно не обращая внимания на происходящее вокруг. «Простите, можно ли с вами сфотографироваться» – говорю я и понимаю, что мой вопрос словно возвращает человека в реальность, задумчивое выражение лица сменяет улыбка и за ней следует ответ: «Да, конечно!». Говорю ему, что приехал из Украины, что впервые трансляции гонок с его участием начал смотреть 20 лет назад и вот сегодня наконец-то имел счастье увидеть его на треке живьем. Делаем несколько селфи на мой телефон, потом еще несколько кадров на его камеру.
Параллельно рассказываю, что тоже участвую в автоспортивных соревнованиях, про украинский чемпионат по трековым гонкам и про то, что было бы невероятно интересно попробовать в деле одну из машин, остывающих в ангаре выставочного центра после невероятно жаркой, во всех смыслах этого слова, гонки. «Очень рад познакомиться. Надеюсь, что увидимся снова» – говорит напоследок мой собеседник.
Я забываю о невероятном чувстве усталости, изматывающей жаре, желании купить холодного молока и обо всем остальном – мои мысли переносятся в 2000-й год, на пленки видеокассет с записями этапов главного американского кузовного чемпионата NASCAR, где в невероятной борьбе чемпионом стал мой сегодняшний собеседник – Бобби Лабонте. 729 гонок и 25 сезонов в главном дивизионе NASCAR, победы на различных треках, в том числе в Индианаполисе, Талладеге, Мартинсвилле и других– такой вот серьезный послужной список в активе 54-х летнего уроженца штата Техас.
Имя Бобби Лабонте рассматривается в числе главных претендентов на введение в Зал Славы НАСКАР уже в следующем году. Несколько лет назад Бобби прекратил регулярные выступления в гонках за океаном, но предложение от организаторов Европейской серии НАСКАР он посчитал интересным и теперь принимает участие в этом чемпионате на полном расписании.
Европейский старт
Попытки привезти NASCAR в Европу предпринимались давно. Одни энтузиасты доставляли подержанные кузова из США, другие пытались своими силами строить что-то похожее на заокеанскую технику. Но гонки на этих машинах в различных странах Западной Европы носили скорее локальный характер, практически без шансов для успешной перспективы в будущем. Так происходило до конца 2000-х годов, когда за дело взялась группа энтузиастов из команды FJGroup, которые несмотря на потенциально безрадужную перспективу поставили перед собой амбициозную цель – создать в Европе конкурентоспособный чемпионат и добиться признания главных заокеанских вдохновителей – Национальной Ассоциации гонок на серийных автомобилях (собственно NASCAR).
Несмотря на огромное количество скептиков, организаторы бросились в бой. Уже в 2008-м году во французском городе Блуа была построена первая машина, а в 2009-м проведена первая гонка, которая стала началом для нового чемпионата, получившего название RacecarEuroSeries. Вскоре были достигнуты договоренности о проведении соревнований на нескольких известных автодромах, таких как Брендс-Хетч в Великобритании, Ногаро во Франции, Спа-Франкоршам в Бельгии.
Организаторы обещали каждую гонку превратить в праздник и устроить помимо гонок еще и «Американские фестивали» с выставками ретро-техники, фуд-кортами, концертами и другими развлечениями для зрителей. Раскрутка новых гонок среди потенциальных участников включала в себя доступные по бюджету тесты для всех желающих, различные гоночные пакеты, а также позиционирование себя в качестве самого быстрого канала между Европой и заокеанским NASCAR.
Американская мечта стала еще ближе после договоренностей с Национальной Ассоциацией гонок на серийных автомобилях. NASCAR официально «удочерили» европейскую серию, включив ее в список соревнований, проводимых под их эгидой. Стремительный взлет, не правда ли? Эта история очень напоминает собственно то, как зарождались гонки «сток-каров» в США, в первой половине 20-го века. Рассказ об отце-основателе NASCAR Билле Франсе заслуживает отдельного материала, но главное, что объединяет его и ребят из команды FJGroup–это упорство в достижении поставленной цели.
Такие привычные для американцев овальные гоночные треки совершенно нетипичны для Европы. Кроме нескольких трасс, которые были созданы в основном для проведения скоростных тестов новых автомобилей, есть только два по-настоящему больших гоночных объекта с американской «овальной» конфигурацией трассы и построенных в начале 2000-х годов исключительно для гонок, а именно с целью проведения на них соревнований заокеанской «формульной» серии Champ Car. Это овалы в английском Рокингеме и Euro Speedway в немецком Лаузице.
Из затеи притащить американский гоночный дух в старушку Европу, тогда, кстати, ничего не получилось. Проведя парочку гонок, организаторы отказались от этой дорогой, но так и не получившей должного зрительского внимания затеи, а гонки эти остались в памяти любителей автоспорта в основном только благодаря страшной аварии Алекса Занарди на Лаузицринге в 2001-м году, где он потерял обе ноги. От запустения эти объекты спасло наличие на них привычных «дорожных» конфигураций, поэтому гонки там проводятся и поныне.
Почему же подобные треки не приживаются в Европе? Ответов может быть несколько. Данные трассы действительно очень опасны. Высокие скорости, отсутствие зон для безопасного вылета, невозможность проводить гонки в дождь – американцы давно привыкли к подобным условиям, а вот представители консервативной Европы оказались не готовы к таким рискам. На овальной трассе с профилированными виражами и длиной около 3-х километров гоночная машина показывает среднюю скорость прохождения круга далеко за 300 км/ч. Понятно, что последствия аварий на таких скоростях могут быть непредсказуемыми. Конечно же обо всех этих попытках прекрасно знали и наши друзья из FJ Group, но при этом они прекрасно понимали, что хотя бы без одной овальной трассы в календаре европейский NASCAR будет неполноценным.
И тут находчивости организаторов можно позавидовать. Они договариваются об аренде парковки на территории «Парка выставок» во французском городе Тур и просто на ее территории собирают овальную конфигурацию трека длиной 650 метров. Понятно, что первоначальная версия вышла сырой и медленной и получила свою порцию критики со стороны. «NASCAR на парковке?? Да вы издеваетесь» – сокрушались в соцсетях поклонники автоспорта. Но организаторы были уверены в том, что они делают.
Через несколько сезонов 3й и 4й повороты овала в Туре получают 10-ти градусный профиль, а к сезону 2018 года и вторая пара поворотов получает свой наклон. Растут скорости, борьба становится острее. Бобби Лабонте, с которым мы имели возможность познакомиться в начале материала, после первой же тренировки на этом треке, назвал его очень непростым и непредсказуемым. «Здесь будет очень сложно справляться с трафиком» – отметил Бобби. Забегая вперед скажу, что субботние гонки полностью подтвердили эти слова, но к этому мы вернемся чуть позже.
Игорь Романов, специально для www.autocentre.ua
Продолжение следует…