Во Львове оборвалась фантастическая четырехэтапная победная серия Александра Салюка и Леонида Косянчука. Первыми на финишную рампу львовского ралли заехали Валерий Разумовский и Геннадий Дзюбак. Впрочем, это не единственная неожиданность «Карпат» образца 2003 года.

 |  | Во Львове оборвалась фантастическая четырехэтапная победная серия Александра Салюка и Леонида Косянчука. Первыми на финишную рампу львовского ралли заехали Валерий Разумовский и Геннадий Дзюбак. Впрочем, это не единственная неожиданность «Карпат» образца 2003 года. |
Немного истории
Львовское ралли – старейшее в истории не только украинского, но и советского автоспорта. «Карпаты» были в обойме первого, тогда еще трехэтапного чемпионата СССР, состоявшегося в 1958 году. А вот в раллийном календаре Украины они появились достаточно поздно – в 1997-м. Но из-за непредсказуемой погоды (половина гонок проходила под снегом) и трудной трассы, петляющей по серпантинам Верецкого перевала и разбитым проселкам, львовский этап стал одним из самых сложных в календаре. К тому же важнейших – обычно он закрывал сезон, и именно здесь решалась судьба чемпионских медалей.
Однако в нынешнем году организаторы – Львовской областной и Галицкий автоклубы впервые в истории этапа проложили трассу по гравийным проселкам райцентра Николаев, что в 40 км южнее Львова. Причем настолько ровным (трасса готовилась при поддержке львовской облгосадминистрации), что большинство фотографов стали роптать в поисках трамплинов, а самые рисковые – лопат. Зато пилоты были в восторге: широкая, отлично подготовленная трасса позволяет выжимать из машины все, не опасаясь финишировать с оторванным приводом после первой же ямы. Николаевские дороги то и дело сравнивали с прибалтийскими, лучшими на территории СССР. Именно на тех ровных и сверхскоростных «гравийниках» вырос костяк советской сборной и зажглась мегазвезда чемпионата WRC – эстонец Маркко Мартин.
Капля дегтя
Похоже, отдав все силы спортивной части ралли (трасса, перекрытие, хронометраж, судьи), на «пиар» и культурно-массовую составляющую организаторов попросту не хватило.
Еще одно разочарование – продолжающий «усыхать» пелотон: 27 экипажей против 36-и на предыдущем, одесском этапе. Непривычно было отслеживать сражение за золото этапа без Андрея Александрова. Увы, после одесской катастрофы его машина не подлежала восстановлению. Построить же за три недели, что разделяли этапы, новую, даже располагая необходимыми средствами, – нереально. Пилот безуспешно пытался арендовать Impreza у Дмитрия Рыбака (Андрей помогал готовить эту машину, впрочем, как и все украинские раллийные Subaru), пропускающего львовский этап в связи с финансовыми сложностями. Но увы, а ведь Александров отлично выступает на гравии, о чем свидетельствуют его успехи на литовском «Курземе».
Зато закончилась черная полоса у Валерия Разумовского: за последние три этапа он проехал всего один доп. «Карпатам» предшествовала серьезнейшая артподготовка (машину настраивали лучшие российские специалисты), по словам вице-чемпиона, стоившая его команде 80 тыс. евро. Кстати, из этого можно сделать вывод, во сколько оценивается победа в абсолюте чемпионата Украины.
Салюк начинает и…
Дабы подстегнуть интерес львовян к «Карпатам», не проводившимся с 2000-го, ралли должно было начаться с пары городских допов. Но из соображений безопасности стартовые СУ прошли в дорожном режиме – перекрыть одни из самых оживленных магистралей оказалось нереально. Два оставшихся субботних допа не преподнесли сюрпризов: впереди первый номер MacCoffee Салюк – Косянчук, в 10 секундах позади Разумовский – Дзюбак из МСК; идущие следом Петренко – Полутов (Ойл-Трейд) отставали от лидеров уже на 51 секунду.
Все так привыкли к лидерству действующих чемпионов, что воспринимают его как само собой разумеющееся. А проигранный доп – как сенсацию. Но вспомните, как часто в обзорах чемпионата мира мы пишем о «жалобах» лидеров – Гронхольма, Барнса, Сайнса и др. на свою стартовую позицию во главе пелотона. Треть этапов WRC проходят именно на гравии и первые машины невольно работают «бульдозерами», расчищая траекторию для идущих следом. И под конец дня они часто жертвуют 5 – 10 секундами, дабы стартовать не в авангарде пелотона. Так что субботнее лидерство чемпионов – еще одно подтверждение их мастерства.
…и проигрывает!
В воскресенье уже на первом допе В. Разумовский и Г. Дзюбак отыграли семь секунд, на втором еще пять и вышли в лидеры. Салюк-старший не собирался сдаваться без боя, свидетельство чему – сломанный телеграфный столб. Эта авария заставила киевлян сосредоточиться на сохранении второй позиции. Тем более что при подведении итогов чемпионата, согласно правилам, у каждого экипажа два худших результата будут минусоваться. Третьими, с отставанием в 1.12 мин, финишировали В. Петренко – И. Полутов. В разборки грандов они не вмешивались, но и к своей «бронзе», «контролируемой» с первого допа, никого не подпускали. А вот за следующую позицию развернулось настоящее сражение, причем сразу между тремя экипажами. У идущих четвертыми после субботней секции А. Мочанова – М. Салюка сначала открылся капот, горбом воздухозаборника разбивший лобовое стекло, затем сломалась КПП и финишировать на СУ6 им пришлось на единственной «рабочей» задней передаче. Из-за замены КПП экипаж превысил лимит опоздания на КВ на 6 минут, за что и был снят после финиша.
В прошлом обзоре мы посетовали, что два Александра, Медведченко и Дмитренко, больше борются со своей машиной, чем с соперниками. Так вот, во Львове их машина работала куда лучше, что позволило более чем на полминуты обогнать дуэт других Александров, Салюка-младшего и Горбика, в очередной раз выигравших в 8-м классе. В 9-м и 7-м также с весомым преимуществом первенствовали лидеры – В. Горбань – Е. Леонов и В. Холявко – Д. Соловьев. Кстати, в младших классах во второй гонке кряду очки остаются неразыгранными. В 9-м и 8-м финишировали по пять экипажей, в 7-м – снова три.
Несмотря на проигрыш, А. Салюку и Л. Косянчуку ничего не угрожает; все же, что остается их оппонентам – соперничать за титул вице-чемпиона. А борьба за него после победы В. Разумовского и Г. Дзюбака резко обострилась. Не стоит сбрасывать со счетов и Александрова – Тамразова. Они вовсю готовятся к следующему этапу, который состоится 27-28 сентября в Днепродзержинске.
 |
Стартовали 27 экипажей. Финишировали 19 экипажей |
|
 |
Победители спецучастков |
Валерий Разумовский (СУ5–8) Александр Салюк-ст. (СУ3-4) * СУ1-2 отменены |
|
 |
 | Победители прошлых лет |
Год | Экипаж | Машина | 1997 | В. Ростоцкий/В. Балин | Mitsubishi Lancer Evo IV | 1998 | А. Салюк/С. Томчани | Ford Escort Gr.A | 1999 | В. Ростоцкий/М. Орр | Ford Escort WRC | 2000 | В. Ростоцкий/Ю. Ростоцкий | Ford Escort WRC |
|
 | Чемпионат команд |
1 | MacCoffee Rally Team | 127 | 2 | МСК | 32 | 3 | CИМ-ТИМ | 28 | 4 | АТ Rally Team | 21 | 5 | Ойл-Трейд Ралли Тим | 15 | 6 | РСК «Клиринговый Дом» | 10 | 7 | Росава | 2 | 8 | ARAL | 1 |
|
 | Дистанция, км |
День 1 | Спецучастки | Дор. участки | Всего | 49,0 | 122,9 | 171,9 | День 2 | 64,8 | 83,3 | 148,6 | Всего | 113,8 | 206,7 | 320,5 |
|
 | Чемпионат пилотов |
1 | Александр Салюк-ст. | 46 | 2 | Владимир Петренко | 23 | 3 | Валерий Разумовский | 16 | 4 | Александр Салюк-мл. | 13 | 5 | Андрей Александров | 10 | 6 | Алексей Мочанов | 6 | 7 | Иван Герман | 4 | 8 | Николай Никитюк | 4 | 9 | Александр Медведченко | 4 | 10 | Валерий Горбань | 2 |
|
 | «Ралли Карпаты». Итоговые результаты (первая десятка) |
1 | Пилот | Машина | Класс | Время | Валерий Разумовский | Mitsubishi Lancer Evo VI | N12 | 48:09,1 | 2 | Александр Салюк-ст. | Mitsubishi Lancer Evo VII | N12 | 48:20,9 | 3 | Владимир Петренко | Mitsubishi Lancer Evo VI | N12 | 49:23,3 | 4 | Александр Медведченко | Subaru Impreza WRX | N12 | 52:07,6 | 5 | Александр Салюк-мл. | ВАЗ-21112 Super 1600 | А8 | 52:40,4 | 6 | Валерий Горбань | ВАЗ-21112 Super 1600 | А9 | 54:49,7 | 7 | Николай Никитюк | Subaru Impreza WRX | N12 | 56:18,1 | 8 | Руслан Кучер | ВАЗ-21083 | А8 | 57:29,7 | 9 | Станислав Прусс | ВАЗ-21083 | А8 | 57:50,5 | 10 | Валерий Вартанян | Opel Astra | А9 | 57:59,6 |
|
Сергей Суховский
Фото автора и Сергея Холодило
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: