5 августа 1963 года американец Крейг Бридлав установил новый рекорд скорости на суше – 655,608 км/ч
В этот день 60 лет назад гонщик Крейг Бридлав на автомобиле Spirit of America («Дух Америки») достиг скорости 655,608 км/ч. И машина эта отнюдь не была похожа на автомобиль как таковой. Зато она сильно смахивала на американские истребители того времени. Такой же длинный фюзеляж с острым носом – 10,67 м, такая же кабина пилота, а в хвосте машины такой же вертикальный киль. А что касается коротких крыльев, то они имели на концах колеса в обтекателях.
И эта внешность не была обманчивой. Ведь вместо традиционного поршневого мотора машина имела турбореактивный двигатель, разумеется авиационный – марки Джей 47-15 от фирмы General Electric, развивающий мощность 5000 л. с. Но это еще не все.
На машине не было также традиционного руля – направление движением на относительно невысоких скоростях изменяли притормаживанием одного из задних колес. А на скоростях повыше маневренность обеспечивал поворотный киль. Для замедления движения были задействованы опять-таки авиационные технологии: самолетные дисковые тормозы, а на больших скоростях – два тормозных парашюта.
Первые пробные заезды начались на поверхности высохшего соленого озера Бонневиль в конце августа 1962 года. Однако машина явно нуждалась в доработке. Вновь она появилась на озере почти через год – в конце июля 1963-го. На этот раз пробные заезды вселяли надежду. И рано утром 5 августа машина показала впечатляющий результат – 655,608 км/ч.
Однако Международная автомобильная федерация (FIA) отказалась регистрировать этот рекорд, так как автомобиль явно не вписывался в ее требования. В частности, он не имел даже ведущих колес. Но скандала не получилось. Дело в том, что на регистрацию международного рекорда скорости на суше имела право и Международная мотоциклетная федерация (FIM). И ее правила допускали номинацию экспериментальных машин, к которым не выдвигалось даже особых требований. Твори что хочешь. Вот и получилось, что рекорд Бридлава зарегистрировали там как… «достижение экспериментального трехколесного мотоцикла».
Этим рекордным заездом дело, однако, не закончилось. На следующий год 13 октября Бридлав показал на своей машине, оснащенной уже более мощным двигателем, скорость 754,64 км/ч, а два дня спустя – 846,942 км/ч.