С уходом Jaguar Racing «Ф-1» может не просто потерять одну команду. Под вопросом судьба мотористов Cosworth, а значит, и их давних клиентов – частной команды Minardi. Более того, кое-кто уже вообще списал итальянцев со счетов, забывая главное: Minardi, наряду с Ferrari, McLaren и Williams, – одна из четырех старейших конюшен «Формулы-1». А ее биография – сплошная борьба за выживание.
| | С уходом Jaguar Racing «Ф-1» может не просто потерять одну команду. Под вопросом судьба мотористов Cosworth, а значит, и их давних клиентов – частной команды Minardi. Более того, кое-кто уже вообще списал итальянцев со счетов, забывая главное: Minardi, наряду с Ferrari, McLaren и Williams, – одна из четырех старейших конюшен «Формулы-1». А ее биография – сплошная борьба за выживание. |
В чем же феномен конюшни, из года в год буквально цепляющейся за жизнь, но при этом неизменно остающейся на плаву? Пожалуй, один из секретов непотопляемости крохотной команды из провинциальной Фаэнцы – в ее… постоянстве. Судите сами: за все двадцать сезонов в «Ф-1» 29 пилотов Minardi не только не завоевали ни одного поула или победы, но даже ни разу не стояли на подиуме. Команда никогда не поднималась на вершину, с которой, как известно, больно падать.
Со времени дебюта Minardi в 1985-м «Формулу-1» покинули 27 команд, в том числе такие гранды, как Lotus, Brabham, Tyrrell, Alfa Romeo, March, Arrows, Liger/Prost, чьи послужные списки, бюджеты и армии поклонников были куда внушительнее, чем у Minardi. Все они частенько купались в лучах славы, но наступал естественный для «Ф-1» спад результативности и… Сначала спонсоры, а затем партнеры и акционеры переставали верить обещаниям руководства команд о скором возвращении на трон. У Minardi же, записного аутсайдера, таких перепадов не было и не может быть в принципе. Вот и получается, что в любом случае постоянство, даже столь невеселое, куда лучше. Более того, для немалого числа спонсоров «второй Скудерии» это качество важнее, чем победы и титулы. Парадоксально? Только на первый взгляд.
Пиранья-клуб
Для спонсоров даже в такой ситуации есть свой резон. К «Ф-1» приковано внимание всего мира. Да, поддерживать победителей престижнее, но не всякий в состоянии себе это позволить: наклейка на заднем пилоне Ferrari, которую не рассмотреть с расстояния дальше пяти метров, обойдется в $12 млн. К тому же нужно стоять в очереди себе подобных и иметь незапятнанную репутацию. Некоторым же фирмам достаточно того, что их логотипы просто мелькают в репортажах с Гран-при. Тем более что за те же деньги можно стать генеральным спонсором целой команды – например, Minardi. И в этом секрет аутсайдеров, чьи болиды, в отличие от грандов, сплошь обклеены логотипами.
Еще одно преимущество Minardi – ее внутренняя атмосфера, которую называют не иначе как семейной. По крайней мере на мой вопрос, в чем же секрет непотопляемости команды, синьор Минарди на полном серьезе ответил: именно в психологическом настрое. У конюшни, от которой не требуют не то что побед, а вообще каких-либо результатов, удивительно спокойный настрой: провала просто быть не может – команда и так на самом дне. Зато любой мало-мальский успех празднуется, как победа в Гран-при: одно очко Золта Баумгартнера за 8-е место в США в стане «Скудерии № 2» отмечали куда более бурно, чем в B.A.R. «бронзу» Дженсона Баттона. Причем всем паддоком: отношение к команде, которая ни для кого не является конкурентом, на редкость благожелательное.
Планов – громадье?
Амбициозность руководства команды – отдельная, но не менее важная причина непотопляемости конюшни. Что обещают неофиты «больших призов»? Первые год-два – на разведку, через три будем бороться за победы, через пять – за титул. В Фаэнце же никогда не делали подобных заявлений – хватало насущных проблем. Не в последнюю очередь потому, что большинство современных боссов «Ф-1» – бесстрастные бизнесмены, для которых автогонки – лишь способ заработать. Минарди же – последний после смерти Кена Тиррелла «романтик» автогонок, который занимается ими исключительно из «любви к искусству». По идее, это нелогично, но разве историю Minardi можно объяснить с логической точки зрения?
Пилоты, набиравшие очки, выступая за Minardi: |
1. Пьерлуиджи Мартини – 16 2. Кристиан Фиттипальди – 6 3. Марк Уэббер – 2 4. Фабрицио Барбацца – 2 5. Луис Перес-Сала – 1 6. Микеле Альборето –1 7. Педро Лами – 1 8. Марк Жене – 1 9. Золт Баумгартнер – 1 |
|
|
Minardi в «Формуле-1» |
Команда основана в 1972 году В «Ф-1» с 1985 года Дебют в Гран-при: 1985 г., ГП Бразилии, Пьерлуиджи Мартини (сход) Всего Гран-при: 321 Всего очков: 31 Всего побед: 0, лучшее место на финише – 4-е, 1991 (П. Мартини), 1993 (К. Фиттипальди) Всего поулов: 0, лучшее место на старте – 2-е, 1990 (П. Мартини) Пройдено кругов: 25082 Пройдено километров: 117997 Круги лидирования: 1 Километры лидирования: 4,3 |
|
|
«Большие» успехи маленькой команды
Гонка Coppa Tarditta Serenissima, Италия, 1969 г. |
Можно сказать, что судьба Джанкарло Минарди была предопределена – он вырос в состоятельной семье крупного дилера Fiat на севере Италии. Уже в 15 лет старший из шестерых детей дебютировал сначала в горных гонках, а после первых успехов – и в любительских ралли. Много лет спустя, уже будучи владельцем конюшни Scuderia Everest, Минарди скажет: «Что? Автогонки – спорт богатых людей? Ерунда! Было бы желание…». |
|
|
International Trophee, Сильверстоун, Великобритания, 1976 г. |
Не найдя себя в роли пилота, Минарди основал команду для выступлений в итальянской «Ф-3». Пройдя, правда, без особого успеха, все ступени младших «формул», в 1976-м Scuderia Everest едва не дебютировала в «Ф-1». Джанкарло умудрился арендовать у Энцо Феррари формульную 312Т, одну из лучших машин тех лет. Увы, «пробу пера» в незачетных британских Race of Champions в Брэндс Хэтч и International Trophee в Сильверстоуне нельзя назвать удачной. В первой из них Джанкарло Мартини попал в аварию уже на круге прогрева, а во второй финишировал 10-м, проиграв победителю больше круга. И, не солоно хлебавши, Минарди и КО пришлось ретироваться в «Ф-3». |
|
|
Гран-При Великобритании, 1989 г. |
Минарди до сих пор называет ту гонку самой успешной в истории своей конюшни. Пьерлуиджи Мартини (племянник Джанкарло, гонявшегося в 76-м) и Луис Перес-Сала финишируют 5-м и 6-м, выводя команду на 10 место в Кубке конструкторов. Кроме того, Мартини даже возглавил пелотон. Правда на пару минут, но лиха беда начало! Казалось бы, результат – не ахти, но за четыре предыдущих сезона команда «наскребла» всего 1 очко. И тот круг лидирования – до сих пор единственный в ее истории. |
|
|
Гран-При США, 1990 г. |
Из-за нехватки средств команда начинала сезон на прошлогодних болидах. Кроме того, Джанкарло поставил на темную лошадку – в «Ф-1» после четвертьвекового отсутствия вернулся Pirelli. Впрочем, терять ему особо было нечего. Но случилось невозможное – в квалификации стартового этапа 1990 года Мартини стал вторым, с отставанием в 0,067 с от времени поула! Увы, и гонку в Фениксе, и весь сезон команда в очередной раз закончила с нулевым балансом. |
|
|
Гран-При Сан-Марино, 1991 г. |
По каким-то своим соображениям президент Fiat Джанни Аньелли пожаловал «младшему брату» моторы Ferrari. Казалось бы, они должны вознести Minardi на новую высоту. Увы, Минарди стал жертвой царивших в Маранелло интриг. Во-первых, прибывавшие в Фаэнцу моторы Ferrari в те времена были не чета нынешним. Во-вторых, Agip запретили поставлять Minardi масла, специально созданные для этих двигателей. Плюс Minardi заставили «переобуться»: сменить более подходящие ему Pirelli на те же шины, что и у Ferrari, – Goodyear. Словом, конюшня из Фаэнцы была просто использована в качестве тестового полигона. Тем не менее, этот сезон стал самым успешным в истории Minardi: 4-е места Мартини в Сан-Марино и Португалии вознесли ее на 7-е место в Кубке конструкторов. |
|
|
Гран-При Европы, 1999 г. |
Скоростной Нюрбургринг никогда не подходил медленным Minardi. Тем не менее за пять кругов до финиша Лука Бадоер из-за поломки КПП теряет 4-е место, позволив заработать первое в карьере очко Марку Жене, очередному «рента-драйверу», благодаря которым команда и была на плаву. Однако ей не удалось удержать ни испанца, ни стоящего за ним титульного спонсора. Так было всегда – перспективных пилотов тут же приглашали гранды. Примеры – Фернандо Алонсо, Ярно Трулли, Марк Уэббер, Джанкарло Физикелла?.. |
|
|
Гран-при Австралии, 2002 г. |
За три недели до старта сезона-2001 у команды не было ни спонсоров, ни болида, ни моторов, ни пилотов. Пресса в очередной раз похоронила «Скудерию № 2». Но произошло чудо – совладельцем конюшни стал Пол Стоддарт, который смог найти средства на участие в чемпионате. И хотя очков снова не было, 2002-й команда встречала с оптимизмом. Стоддарт сумел заручится поддержкой малайских и австралийских спонсоров, сменил Сosworth на Asiatech, усадил в кокпит перспективного Марка Уэббера. И австралиец в дебютной гонке стал 5-м, принеся команде первые с 1999 года очки. Австралийские болельщики буквально на руках носили Уэббера, Минарди и Стоддарта. В боксах команды гуляли все, включая Михаэля Шумахера. Но успех Уэббера стал первым и последним в сезоне. |
|
|
Сергей Суховский
Фото Minardi и из архива автора
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: