X

Ciao, bella Монца: Гран При Италии

Гран При Бельгии вряд ли можно занести в зачет Renault Sport F1 Team: Нико Хюлькенберг сошел с дистанции уже в первом повороте, совершив ошибку на торможении и врезавшись в шедший впереди болид. Карлос Сайнс уверенно продвигался вперед на протяжении всей гонки, но в итоге финишировал одиннадцатым, в одной строчке от очковой зоны.

Команда не заработала очков, однако сохранила четвертое место в Кубке конструкторов. Впереди – живописная Монца, где состоится Гран При Италии. Этот этап неизменно присутствует в календаре с первого сезона – соперничать с ним в этом может разве что Гран При Великобритании. Но британский этап много раз менял «прописку», а итальянский национальный этап – лишь однажды, в 1980-м, проводился не в Монце.

Строительство Monza Autodrome началось в январе 1922 года, когда миланский автоклуб решил отметить 25-летний юбилей постройкой собственной трассы. Рассмотрев несколько проектов, выбрали парк в Монце, рельеф которого устроил инвесторов, инженеров и строителей.

Проект включал в себя 14-километровый трек, затраты оценивались в шесть миллионов лир. В феврале 1922 года руководители миланского автоклуба заложили символический «первый камень», и работа закипела. За рекордный срок в 110 дней все было готово – классическая трасса и 4,5-километровый овал с профилированными виражами высотой 2,5 метра (расчетная скорость по тем временам – 180-190 км/ч).

Официальное открытие состоялось в дождливый день 3 сентября 1922 года, на важность события указывала фигура премьер-министра в числе гостей. Фактически, это был лишь третий автодром в истории автоспорта, построенный специально для гонок.

Конфигурация трассы менялась гораздо менее значительно, чем где бы то ни было – за исключением разве что Монако. В целом, нынешняя схема трассы отличается от оригинальной, построенной в 1922 году, лишь наличием шикан.

Планировалось, что в 2017-м конфигурация трассы в Монце будет изменена – в первую очередь это касалось первого отрезка. Первую шикану, Rettifilio, владельцы трассы собирались убрать, Curva Grande изменить, и все это привело бы к заметному росту скоростей – примерно на полторы секунды на круге. Однако, как это не раз бывало, изменения не удалось согласовать с природозащитными организациями – ведь автодром находится в историческом парке Монцы.

Впрочем, и без того во все времена Монца была одной из самых скоростных трасс чемпионата. Здесь установлена львиная доля рекордов скорости Formula-1 – только старый Хоккенхаймринг мог тягаться с итальянским «храмом скорости». С этим связана и большая часть особенностей в подготовке команд к Гран-При Италии – специально для этой трассы командам приходится готовить специальный аэродинамический пакет, с минимальным уровнем лобового сопротивления, и как следствие – прижимной силы.

Трасса Монцы – это 53 круга по 5.793 км, что составляет в сумме 306.72 км. Аэродинамика настраивается на низкий уровень прижимной силы. Средняя скорость – 240 км/ч, максимальная – 370 км/ч с системой DRS. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 75% дистанции – больше, чем где-либо еще по ходу чемпионата.

Здесь шесть зон торможения, а время на торможении занимает 11% круга. Не так много, но из-за значительных скоростей все торможения очень жесткие, так что износ тормозов высокий.

Благодаря длинным прямым и широкой трассе, обгонять в Монце можно было всегда, даже в самые сложные в этом плане времена. Тем не менее, за последние семь лет здесь шесть раз побеждал обладатель поула. Отчасти это связано с тем, что система DRS тут неэффективна – на всех машинах антикрылья и без того настроены на минимальный уровень прижимной силы, так что открытие планки DRS слабо влияет на аэродинамику.

Сириль Абитбуль, управляющий директор Renault Sport Racing:

«Итальянский Гран При – последняя европейская гонка сезона, она важна для команды, поскольку завершает этот цикл. Из-за особенностей конфигурации и штрафа для Нико уик-энд не будет простым, но мы настроены использовать в своих интересах любую возможность, прежде всего для того, чтобы оценить работу силовой установки на этой требовательной трассе.

И хотя наше преимущество по отношению к соперникам уменьшилось, нас это не пугает – впереди ещё много гонок, и наша цель – сохранить четвёртое место в Кубке конструкторов после финиша Гран При в Абу-Даби».

Интересные факты

  • Во время Второй мировой войны Monza Autodrome использовался не по назначению – сначала сюда вывезли архив, затем животных миланского зоопарка.
  • У латвийской группа Brainstorm есть песня «Монца», посвященная итальянскому Гран При Formula 1.
  • Перед одиннадцатым поворотом трассы на отрезке в 72 метра пилоты сбросят скорость на 109 км/ч. Усилие на педали тормоза составит 211 кг, перегрузки достигнут 6,7 g, на торможении высвободится энергия эквивалентная 3010 кВт.