X

Драг-рейсинг: Гонка длиной в секунды

Взмах руки – и два автомобиля устремляются вперед, оставляя за собой только рев мотора, запах горелой резины и дым выхлопных газов. Борьба длится считанные секунды – ведь до финиша всего 402 метра.

Взмах руки – и два автомобиля устремляются вперед, оставляя за собой только рев мотора, запах горелой резины и дым выхлопных газов. Борьба длится считанные секунды – ведь до финиша всего 402 метра.

Взмах руки – и два автомобиля устремляются вперед, оставляя за собой только рев мотора, запах горелой резины и дым выхлопных газов. Борьба длится считанные секунды – ведь до финиша всего 402 метра.

Несмотря на кажущуюся молодость гонок на четверть мили, впервые подобные соревнования были проведены еще в середине 20-х годов прошлого столетия. Состоялось это событие в Америке, в калифорнийской пустыне Мохаве, на дне высохшего соляного озера. Первые гонщики могли выступать на чем угодно – ведь деления на классы в ту пору еще не было. Возможно, гонки по высохшим озерам продолжались бы еще долго, но помешала война – на излюбленном месте первых рейсеров военные построили военно-воздушную базу «Эдварде».

Озеро – улица – аэродром

Тяга к экстриму вынудила любителей скорости переместиться на улицы Лос-Анджелеса, однако дымящие и грохочущие аппараты далеко не у всех вызывали восторг. Спасение неожиданно пришло в виде нового автодрома, специально предназначенного для подобных состязаний. Инициатором строительства стал Вэлли Паркс, которого считают отцом драг-рейсинга (кроме того, Вэлли является основателем известного на весь мир журнала «Hot Rod Magazine»). Первая гонка на автодроме, построенном в калифорнийском городе Голета, состоялась в 1948 году.

А что же Старый Свет? Здесь родоначальницей гонок на 402 метра считается Англия, где всего на десять лет позже, чем на родине дяди Сэма, начали проводить заезды на 440 ярдов (та же четверть мили). Правда, при полном отсутствии высохших соляных озер заезды проводили на закрытых частных дорогах. Как и в Америке, бурное развитие гонок по прямой остановила Вторая мировая, нанесшая Европе значительно больший урон, чем Штатам. Как ни странно, война все же сделала драг-рейсерам маленький подарок в виде оставшихся не у дел боевых аэродромов. Именно на одной из бывших баз американских бомбардировщиков в английском городе Санта Под и состоялись первые послевоенные гонки на четверть мили – правда, официальный статус они получили аж в 1966 году. Ныне Санта Под – один из известнейших автодромов, где проходят два из шести этапов проводимого с 1997 года под эгидой FIA чемпионата Европы по драг-рейсингу.

Советская рулетка

В то время как во всем мире популярность драг-рейсинга росла, на просторах бывшего СССР его, естественно, «не было» – впрочем, как и секса, спекуляции и преступности. Однако не секрет, что любителей погонять у нас хватало всегда, поэтому подобные соревнования все же проводились. По стране ходило немало слухов о невероятных «гонках без правил», которые устраивали на Дальнем Востоке и в Тюмени. Их «изюминка» заключалась в том, что на закрытом полуторакилометровом участке дороги два автомобиля стартовали навстречу друг другу! Выигрывал тот, кто позже сворачивал. Иногда победителей было двое, но об этом они так и не узнавали… Смысл подобного – ставки; притом с учетом особенностей данных регионов довольно большие.

Менее опасные, но также нелегальные гонки проводили в 70 – 80-х годах прошлого века в Москве, Киеве, Крыму, на юге России. Обычно перед гонкой участники собирались в определенном месте, а уж потом отправлялись к месту гонок; зачастую о нем, как и о предстоящем маршруте, узнавали в последний момент. А гоняться удавалось до первого проезжавшего мимо патруля ГАИ.

Выход из подполья

В независимой Украине первые заезды на 402 метра стали проводить в 1999 году по вечерам на Харьковском массиве в Киеве. С ростом количества участников и зрителей география проведения подобных гонок постепенно расширялась. Огромную популярность соревнования приобрели после выхода на экраны фильма «Форсаж». Подобные состязания стали проводить все чаще, причем не только в Украине и странах СНГ, но и во всем мире.

Но вернемся в родные пенаты. Несмотря на шестилетнюю историю драг-рейсинга в Украине, под эгидой Автомобильной федерации подобные соревнования начали проводить лишь с августа прошлого года на киевском автодроме «Чайка». Сначала гонки носили название «Форс-мажор». Организаторам удалось оборудовать сертифицированную по международным стандартам трассу, соответствующую всем требованиям безопасности как для зрителей, так и для гонщиков. В этом году устроители сменили название серии – теперь она известна как «Форсаж». Кстати, несмотря на множество подобных состязаний в других городах Украины, на данный момент «Форсаж» – единственная гонка в стране, проходящая под эгидой ФАУ. Впрочем, к достижению такого статуса стремятся любители экстрима Одессы, Днепропетровска, Харькова, Донецка и других городов.

Что? Где? Когда?

Гонки на «Чайке» проходят вечером по четвергам, а также днем в первую и третью субботы месяца. И хотя субботние заезды проходят в рамках чемпионата, наибольшее количество зрителей здесь собирается по четвергам. Только открытие сезона 12 мая посетили около семи тысяч зрителей. Возможно, это связано с тем, что только ночью зрители могут увидеть оборудованные неоном автомобили, похожие на летающие тарелки, показательные заезды пилотов школы контраварийного вождения, а также уже ставший традиционным фейерверк. Кроме того, для зрителей и участников заездов проводят разнообразные конкурсы с довольно дорогими призами. К примеру, победителя чемпионата ждет поездка на этап «Формулы-1», где он сможет посетить гоночный парк и пообщаться с пилотами.

Участниками подобных состязаний могут стать все желающие. Нужно лишь предъявить водительские права и документы на автомобиль, а также пройти небольшой контроль, в ходе которого проверят техническое состояние машины (в особенности – тормозной системы с обязательным тестированием экстренного торможения). Каждый участник должен иметь лицензию ФАУ, которую можно оформить у организаторов, предварительно заполнив анкету. После этого водитель допускается к старту. Впрочем, и тут выдвигаются обязательные требования к безопасности – закрытые окна и пристегнутые ремни (в машине могут находиться максимум два человека).

 Мнение организатора 

Юрий

Лишь поставив драг-рейсинг на легальную основу, нам удается развивать любительский автоспорт в Украине. Только в этом году мы начали реализовывать два новых проекта: чемпионат по слалому и кольцевые гонки по малому кольцу «Чайки». Есть планы и по запуску зимних гонок; предположительно это будет слалом или дрифтинг.

 Мнение участника 

Денис

Сегодня драг-рейсинг – одна из самых безопасных любительских гонок. В отличие от стрит-рейсинга, здесь можно «лететь» «на все деньги» и при этом не переживать, что перед твоим капотом внезапно появится человек или машина. Я считаю, что проводить подобные гонки, не перекрывая трассу, слишком рискованно – впрочем, многие любят стрит-рейсинг именно за риск…

 Мнение зрителя 

Слава

Я бываю здесь довольно часто и могу сказать, что соревнования прогрессируют от этапа к этапу. По моему мнению, ночью гонки смотрятся красивее и необычнее. Зато днем можно в деталях рассмотреть соревнующиеся автомобили – особенно это интересно тому, кто сам собирается подготовить свою машину к драг-рейсингу.

 Деления на классы
1 класс до 1,6 л
2 класс от 1,6 л до 2,2 л
3 класс от 2,2 л до 2,8 л
4 класс от 2,8 л до 4,2 л
5 класс от 4,2 л и более, монопривод
6 класс от 4,2 л и более, полный привод
7 класс дизельные автомобили
8 класс мотоциклы до 600 см куб.
9 класс мотоциклы до 1000 см куб.

 Коэффициенты*
1,8турбо для монопривода
1,8компрессор (механический наддув)
1,8для двигателей, оборудованных нитросистемой N2O
2,2полный привод турбо
2,2за 2 доработки (турбина+N2O, компрессор+N2O)
* Служат для перевода машины в более высокий класс

Евгений Сокур
Фото Владислава Бойко