X

Виновата… дорога?

В Виннице нормальных дорог практически нет. 13-го апреля ночью я налетел на стоящий в полуразрушенном канализационном колодце вертикально торцом ко мне люк. Результат – у моего БМВ (Е34) разбит картер и разрублены пополам обе передние балки. Ремонта на 500 долларов! Я вызвал ГАИ, все это зафиксировали, составили протокол. Люк принадлежит «Водоканалу». Очень прошу подсказать, что мне делать дальше. Свидетели есть.

В Виннице нормальных дорог практически нет. 13-го апреля ночью я налетел на стоящий в полуразрушенном канализационном колодце вертикально торцом ко мне люк. Результат – у моего БМВ (Е34) разбит картер и разрублены пополам обе передние балки. Ремонта на 500 долларов! Я вызвал ГАИ, все это зафиксировали, составили протокол. Люк принадлежит «Водоканалу». Очень прошу подсказать, что мне делать дальше. Свидетели есть.

На вопросы наших читателей отвечает Оксана Прокопенко, адвокат, кандидат юридических наук

В Виннице нормальных дорог практически нет. 13-го апреля ночью я налетел на стоящий в полуразрушенном канализационном колодце вертикально торцом ко мне люк. Результат – у моего БМВ (Е34) разбит картер и разрублены пополам обе передние балки. Ремонта на 500 долларов! Я вызвал ГАИ, все это зафиксировали, составили протокол. Люк принадлежит «Водоканалу». Очень прошу подсказать, что мне делать дальше. Свидетели есть.

Артем

Раз уж вы упомянули о принадлежности люка «Водоканалу», понятно, что к дорожникам вы уже обращались. Дежурная отговорка о «Водоканале» рассчитана на то, чтобы на пару месяцев отправить водителя вместе с его претензиями в бесполезное путешествие по изнурительному бюрократическому кругу. Глядишь, на второй заход у него уже не останется ни сил, ни желания. Но закон на вашей стороне.

Согласно ст. 9, 24 Закона «О дорожном движении» ответственность за соблюдение стандартов и создание безопасных условий движения несут владельцы дорог. Они же обязаны компенсировать расходы и моральный ущерб автомобилистам, если ДТП произошло по причине неудовлетворительного содержания дороги. И ваш автомобиль был поврежден именно по этой причине, а не из-за неудовлетворительной эксплуатации канализации. «Водоканал» действительно является собственником люка и его крышки. Но пытаться привлечь его к ответственности за ДТП неверно. Крышка люка находится на дороге – территории, предназначенной для движения транспортных средств со всеми размещенными на ней сооружениями. Крышка – неотъемлемый элемент дорожного покрытия. Дыры лишают дорогу ее целевого назначения – безопасного перемещения по ней.

В данном случае нарушен ГОСТ Украины «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию» (ДСТУ3587-97). П.3.1.7 этого документа требует, чтобы люки не были разрушены и соответствовали ГОСТу-3634-89 «Люки чугунные для смотровых колодцев», согласно п.1.3.7 которого крышка люка должна плотно прилегать к опорной поверхности корпуса.

Ответственность за то, что открытый люк создал опасность для движения, должен нести собственник дороги – дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ) соответствующего района, которому данный участок дороги передан на баланс.

Но в суде вы наверняка столкнетесь с нежеланием ДЭУ опустошать собственный счет. В обоснование могут приводиться аргументы не только о собственнике крышки люка, но и о нарушении вами ПДД. При этом логика дорожников кажется им самим железной: коль скоро только одна из многих машин попала в люк, то виноват в этом водитель, недостаточно внимательно наблюдавший за дорогой. А в вашем случае, когда дорога свободная, вы, дескать, выбрали скорость, не соответствующую видимости дороги. Подумайте, как вы разубедите в этом суд. Может быть, впереди ехал грузовик и пропустил открытый люк между колес? Это могло лишить вас возможности увидеть помеху в пределах пути экстренного торможения. И, конечно, очень важно, как отреагировали на ДТП сотрудники ГАИ. Составлен ли протокол на дорожников? Каков результат его рассмотрения? Привлечение одного из должностных лиц ДЭУ к админответственности за неудовлетворительное содержание дороги, повлекшее ДТП, – это весомый козырь для вашей победы в суде. Поищите адвокатов, выигрывавших подобные дела. Возьмите у них копию одного из решений. На приеме у начальника вышестоящей организации (например, в Киеве это корпорация «Киевавтодор») проявите решимость отстаивать свои права до конца. Иногда такие меры способны поколебать неприступность ДЭУ и заставляют возместить нанесенный автовладельцу ущерб.