Штрафы и баллы в придачу
Кабинет министров внес в парламент законопроект, предполагающий в дополнение к высоким штрафам за нарушение ПДД начислять еще и штрафные баллы. Тех, кто в течение года «соберет» 31 балл, ждет пересдача экзамена в ГАИ.
Кабинет министров внес в парламент законопроект, предполагающий в дополнение к высоким штрафам за нарушение ПДД начислять еще и штрафные баллы. Тех, кто в течение года «соберет» 31 балл, ждет пересдача экзамена в ГАИ.
Напомним, что МВД и Госавтоинспекция давно планируют внедрить систему начисления штрафных баллов за нарушения ПДД. Это новшество неоднократно пытались протолкнуть различными законопроектами, которые, однако, по определенным причинам так и не нашли поддержки у наших парламентариев. Но недавно появился самостоятельный законопроект по внедрению этой системы, подготовленный при участии МВД. Любопытно, что он вносит изменения не в Кодекс «Об административных нарушениях», а в Закон Украины «О дорожном движении».
Талоны поменяют
Система баллов позволит усилить ответственность тех водителей, которые не боятся высоких штрафов. Баллы будут насчитываться на основании вынесенного работником ГАИ постановления о наложении штрафа. Их количество зависит от характера правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП. Меньше всего баллов – 3 – предлагается начислять за несоблюдение правила пользования ремнями безопасности или мотошлемами, а больше всего – 30 баллов – за повторное на протяжении года управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.
Вместо нынешнего талона предупреждений гаишники предлагают выдавать платежную карточку с магнитной полосой или чипом.
Сведения о начисленных водителю штрафных баллах будут вноситься в автоматизированную информационную систему ГАИ. Кроме того, к удостоверению водителя всем должны выдать специальный талон с магнитной полосой или чипом. Планируется, что этот талон одновременно будет применяться как платежная карточка для уплаты штрафов.
Пунктуальность поощряется!
При оплате штрафа водителем в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания сумма начисленных баллов за это правонарушение уменьшается вдвое.
Если вышестоящий орган Госавтоинспекции или суд отменили или изменили постановление о наложении штрафа, он должен в 10-дневный срок уведомить об этом соответствующее подразделение ГАИ, которое вынесло предыдущее решение. При этом количество начисленных баллов изменяется или аннулируется в соответствии с результатами опротестования.
В случае, если на протяжении года со дня совершения правонарушения водителю будет начислено 30 и больше штрафных баллов, он обязан в течение 30 дней сдать теоретический экзамен по Правилам дорожного движения. В противном случае у него изымаются права и талон предупреждений, которые возвращаются только при условии успешной сдачи экзамена. Повторная проверка теоретической подготовки назначается не ранее, чем через 5 дней. Водитель, который трижды «провалился», может быть допущен к очередному экзамену только после прослушивания теоретического курса по правилам дорожного движения.
Гасим баллы
Если в день окончания годичного срока после совершения нарушения общая сумма штрафных баллов, начисленных водителю, будет составлять менее 30 – баллы за это нарушение автоматически погашаются. Они также аннулируются в случае успешной сдачи теоретического экзамена по Правилам дорожного движения, в том числе после окончания срока лишения его права управления транспортным средством.
В случае поддержания данного законопроекта Верховной Радой он вступит в силу только через год – с 1 января 2010-го. Но учитывая сложную процедуру внедрения талонов «с памятью» и необходимостью финансирования их изготовления, эта дата может быть перенесена на более поздний срок. Впрочем, у депутатов есть возможность придумать и более простой способ учета штрафных баллов – например, на основе действующих талонов предупреждения.
Количество штрафных баллов, начисляемых за нарушения ПДД | ||
Штрафные баллы | Cтатья КоАП | Виды нарушений |
3 | 121 ч. 4 | Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами. |
5 | 81 | Эксплуатация ТС с превышением количества вредных веществ в отработавших газах двигателя. |
5 | 121 ч. 1 | Управление ТС с неисправностями тормозной системы, рулевого управления, тягово-прицепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или с другими неисправностями, с которыми их эксплуатация запрещается, переоборудованными с нарушением стандартов или своевременно не прошедшими техосмотр. |
5 | 121-2 ч. 1 | Перевозка пассажиров свыше максимального количества, предусмотренного технической характеристикой данного ТС или обозначенного в его техпаспорте. |
5 | 121-2 ч. 3 | Перевозка пассажиров на автобусном маршруте протяженностью свыше 500 км одним водителем. |
5 | 122 ч. 1 | Превышение скорости более чем на 20 км/ч, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части, правил перевозки грузов, буксировки ТС, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а также движение по тротуарам или пешеходным дорожкам. |
5 | 123 ч. 2 | Нарушения правил проезда железнодорожных переездов, кроме предусмотренных ч. 1 статьи 123. |
5 | 124-1 | Непредоставление ТС в неотложных случаях работникам милиции и медработникам, а военных ТС должностным лицам Военной Службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины. |
5 | 126 ч. 1 | Управление ТС без водительского удостоверения, талона к нему, регистрационных и других документов, подтверждающих право пользования ТС, без маршрутного листа или документов на груз, лицензионной карточки, полиса обязательного страхования. |
5 | 126 ч. 2 | Передача управления ТС лицу, не имеющему права управления таким транспортным средством. |
7 | 121 ч. 2 | Управление ТС, использующимся для перевозки пассажиров, с техническими неисправностями. |
7 | 121 ч. 5 | Управление ТС, не зарегистрированным или не перерегистрированным в установленном порядке, без номерного знака или с номером, не принадлежащим данному ТС, не отвечающим требованиям стандартов, закрепленным в неустановленном месте, закрытым другими предметами или загрязненным, перевернутым или неосвещенным, а также – без талона о прохождении техосмотра или с талоном, не принадлежащим данному ТС или не отвечающим стандарту. |
7 | 121-2 ч. 2 | Нарушения водителями маршрутных ТС правил остановки во время посадки/высадки пассажиров. |
7 | 122 ч. 2 | Нарушения правил проезда перекрестков, остановок общественного транспорта, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества маршрутным ТС, нарушения правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции и интервала, размещения ТС на проезжей части, нарушения правил движения по автомагистралям, пользования внешними осветительными приборами или предупреждающими сигналами, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением стандартов, пользование во время движения средствами связи без приспособлений типа hands free, нарушения правил учебной езды. |
8 | 121-1 | Эксплуатация ТС, идентификационные номера которых не отвечают записям в регистрационных документах, уничтожены или подделаны. |
10 | 122 ч. 3 | Превышение скорости движения более чем на 50 км/ч, непредоставление преимущества ТС аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, двигающимся с включенными специальными световыми и звуковыми приспособлениями, нарушения правил остановки и стоянки, создающие препятствия дорожному движению или угрожающие безопасности движения. |
10 | 122-5 | Нарушение правил использования специальных световых или звуковых приспособлений. |
10 | 123 ч. 1 | Въезд на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика, при закрытом шлагбауме или когда к переезду приближается поезд. |
10 | 124 | Нарушения ПДД, ставшие причиной повреждения ТС, грузов, автомобильных дорог, улиц, ж/д переездов, дорожных сооружений или другого имущества. |
15 | 121 ч. 3 | Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 121. |
15 | 121 ч. 6 | Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 121. |
15 | 122 ч. 4 | Нарушения, предусмотренные частью 1, 2 или 3 ст. 122, которые привели к созданию аварийной ситуации. |
15 | 122-2 | Невыполнение требований об остановке работника милиции, а водителями военных ТС – требований должностного лица военной инспекции безопасности дорожного движения. |
15 | 123 ч. 3 | Нарушения правил проезда ж/д переезда, ставшие причиной создания аварийной ситуации. |
20 | 122-4 | Оставление водителями, другими участниками движения места ДТП, к которому они причастны. |
25 | 130 ч. 1 | Управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, а также передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения или под влиянием таких лекарственных препаратов, а также – отказ от прохождения осмотра на предмет опьянения или употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции. |
25 | 130 ч. 4 | Употребление водителем ТС после ДТП с его участием алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки или назначенных медицинским работником), или после того, как ТС было остановлено по требованию работника милиции, до проведения медицинского осмотра или до принятия решения об освобождении от проведения такого смотра. |
30 | 130 ч. 2 | Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ч.1 данной статьи. |