X

Штрафные баллы за нарушение ПДД в Германии: как и за что начисляют

Изучаем опыт, как и за что выписывают штрафные баллы за нарушение ПДД в разных странах мира.

Штрафы и баллы – в чем отличия

Многие автомобилисты, в особенности те, кто выезжал за границу Украины, знают – во многих странах мира сегодняшняя концепция наказаний за нарушение ПДД включает в себя систему штрафов и баллов. Зачастую наши водители ошибочно полагают, что конечной целью денежного и бального взыскания является двойное наказание водителя. Но это не так.

Штрафы и балы – это, как в медицине, лечение острой и хронической стадии заболевания. Штраф разово наказывает водителя, нарушившего ПДД. Это денежное взыскание, заканчивающееся на стадии его уплаты.

А баллы «лечат хронику» – их накопление говорит о систематическом нарушении правил, и на основании этого принимается решение об отборе у водителя прав.

То есть, штрафная система является карательной мерой, и предполагает адекватность водителя, который иногда ошибается. Бальная система – защитная, и защищает она иных участников движения от водителя, который осознанно не хочет следовать правилам.

Штрафные баллы за нарушения ПДД – планы в Украине на 2018 год

В последнее время в Украине опять заговорили о введении системы штрафных баллов. Эту доктрину, полностью «завязанную» на фото и видеофиксации нарушений, еще в июле 2015 года пытались внедрить законопроектом № 2562 “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення регулювання відносин у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху”.

Однако, тогда эти планы провалились по многим причинам – и из-за отсутствия понятной сертификации оборудования для фото и видеофиксации, и потому, что фактически закон давал водителям индульгенцию на нарушение ПДД в границах дозволенных 150 баллов.

2 года об этом законопроекте не вспоминали. И вот в конце 2017 года МВД сообщило, что фото и видеофиксация нарушений ПДД в Украине, вероятно, заработает уже летом-осенью 2018 года. А это в итоге, может запустить и плохо прописанный в законопроекте № 2562 механизм работы начисления штрафных баллов.

Так что, для понимания, чем украинским водителям это может грозить, сайт Автоцентр решил сравнить прописанные украинские нормы с практикой иных стран.

Ведь, несмотря на то, что система начисления штрафных баллов во многих из них практикуется уже десятками лет, они имеют и схожесть базовых принципов, и существенные различия. И начнем с Германии.

Как начисляют штрафные баллы в Германии

В Германии штрафные баллы (пункты) за нарушения ПДД получают не только водители, но и любой человек возрастом старше 12 лет, который в тот или иной момент становится участником дорожного движения. Проехавший на красный свет ребенок на велосипеде, также получит свой штрафной балл. То есть, в Германии ответственность за безопасность на дорогах возлагают не только на водителей, а распределяют на всех участников движения.

Информация о накапливаемых баллах хранится в Федеральном управлении автотранспорта Германии в Регистре соответствия нормам вождения. Часто эту картотеку называют реестром Фленсбурга (Фленсбург – город, в котором находится управление).

До мая 2014 года у любого немца старше 12 лет был лимит в 18 таких баллов, по накоплению которых его лишали прав минимум на полгода или передавали дело в суд. Сейчас количество этих баллов сократили до 8.

Баллы начисляют за серьезные нарушения ПДД, а в зависимости от тяжести поступка, они имеют свой срок «хранения», и могут не сгорать годами. Обычно один пункт держится во Фленсбурге 2,5 года. Выписанные одномоментно 2 пункта (нарушение средней тяжести) продержатся 5 лет, три (тяжелое нарушение) – 10 лет.

Важно и какое время проходит между выписываемыми полицией пунктами. Если первых 3 балла получаются на протяжении длительного периода времени, Фленсбург не обратит на вас внимание. Это называется нарушениями «серой зоны». Но, если водитель 3 пункта получит одномоментно, его могут лишить прав.

Впрочем, в Германии полиция не ждет, когда какой-то гражданин израсходует лимитные штрафные баллы, а уже с 4-го начинает его «тормошить».

С 4-5 баллами водитель попадет в «жёлтую зону» – ему вышлют предупреждение и добровольно-принудительно отправят слушать лекцию по безопасности дорожного движения. Лекция эта платная для водителя, но после нее из Фленсбурга может быть списан 1 балл. Такой «палочкой-выручалочкой» можно воспользоваться не чаще 1 раза в 5 лет.

На 6-7 балле водитель окажется в «красной зоне», и его опять отправят на семинар, но пункты из реестра уже удалять не будут.

А вот если житель Германии таки «допрыгался» до лишения прав («черная зона»), по истечении срока он сможет получить свою лицензию только после сдачи экзаменов и прохождения мед.теста на психическую вменяемость. Немцы это медицинское освидетельствование в шутку называют «идиотен тест», и говорят, что пройти его очень сложно.

Штрафные баллы в Германии – за что и сколько начисляют

Скорость в населенных пунктах

В населенных пунктах Германии ограничение скорости – это 50 км/ч, а местами и 30 км/ч. Превышение скорости более, чем на 20 км/ч грозит штрафом и 1 баллом. А вот разгон более, чем 100 км/ч уже грозит 2-мя баллами и 2-мя месяцами лишения прав.

Разговор по мобильному

В Германии пользоваться любыми гаджетами (телефоном, планшетом, лэптопом) запрещено, если в машине работает двигатель (даже если машина стоит). Наказание – 1 балл.

Гонки на дорогах, опасный обгон, несоблюдение дистанции

За гонки на дороге могут сразу «впаять» 8 баллов. А если в результате такой езды кто-нибудь пострадает, то отправят в «места не столь отдаленные» на срок от 2 до 5 лет.

Опасный обгон на автобанах или несоблюдение необходимой дистанции “стоят” 1 балла.

Частые нарушения правил парковки

С 2014 года такое нарушение считается мелким – за него баллы не начисляют.

Вождение в нетрезвом виде

Это нарушение в Германии является преступлением, и стоит оно 3 штрафных балла, но при условии, что в крови будет не более 0,5 промилле. При большем количестве дело «автоматом» передают в суд.

Вождение в предметах одежды, закрывающих лицо

С 2014 года в Германии запрещено управлять транспортным средством в бурках, никабах, парандже, масках, балаклавах. За нарушение выписывают 1 балл штрафа.

Это требование показывает, что фото и видеофиксация в Германии работает только в случае установления личности пойманного на нарушении водителя.

Любопытные факты о немецких водителях и ПДД

  1. Согласно опросам, большинство немецких водителей постоянно ратуют за регулярный контроль скорости в населенных пунктах. И лишь 5% считает, что данные меры не могут повысить безопасность на дорогах;
  2. Чаще всего серьезные нарушения ПДД в Германии совершают водители на автомобилях марки Porsche. За ними следуют драйверы Jaguar и Mini;
  3. На сегодня в Германии установлено около 5000 стационарных систем фото и видеофиксации, каждая ценой несколько десятков тысяч евро. Взломать такую систему все равно, что вскрывать бронированный сейф;
  4. Каждая из этих систем в виде штрафов ежегодно приносит в бюджет от 10000 до 12 млн. евро. Штрафы поступают в местные бюджеты, откуда идут на строительство дорог, инфраструктурных объектов, и на социальные нужды.