Пересекая границу - не забывайте о законе
Как не вспомнить классику отечественного кинематографа: «Каждый, кто не имеет автомобиль,- мечтает его купить, а каждый, кто имеет, мечтает его продать». Наша промышленность выпускает легковушек еще недостаточно. Потому и неудивительно, что поток зарубежных автомобилей на наших улицах неуклонно растет, причем, в основном, привезенных из-за границы. С просьбой осветить некоторые положения Правил таможенного оформления легковых машин мы обратились к заместителю начальника отдела по оформлению транспортных средств /ТС/ Киевской специализированной таможни И. А. Ткачуку.
Как не вспомнить классику отечественного кинематографа: «Каждый, кто не имеет автомобиль,- мечтает его купить, а каждый, кто имеет, мечтает его продать». Наша промышленность выпускает легковушек еще недостаточно. Потому и неудивительно, что поток зарубежных автомобилей на наших улицах неуклонно растет, причем, в основном, привезенных из-за границы. С просьбой осветить некоторые положения Правил таможенного оформления легковых машин мы обратились к заместителю начальника отдела по оформлению транспортных средств /ТС/ Киевской специализированной таможни И. А. Ткачуку.
– Игорь Анатольевич, что необходимо знать владельцу автомобиля, пересекающего государственную границу?
– Прежде всего, договоримся, что будем вести речь только о физических лицах. ввозящих автомобили в Украину после того, как купили их за границей. Правовой основой здесь является постановление Кабинета Министров Украины № 341 от 31 мая 1994 г. А уже на исполнение этого постановления Государственным таможенным комитетом Украины утверждены Правила таможенного оформления ТС, пересекающих границу нашего государства.
Следует указать, что в нашем отделе разработана специальная технология такого оформления. Согласно этих Правил, сначала владелец автомобиля, ввозимого в Украину временно либо для постоянного пользования, должен подать инспектору нашего отдела:
- автомобильную таможенную декларацию, оформленную приграничной таможней;
- технический паспорт на автомобиль и его ксерокопию;
- документы, подтверждающие право собственности или пользования и их ксерокопии;
- документы, подтверждающие факт использования на приобретение ТС иностранной валюты (при необходимости), с подтвержденными источниками происхождения;
- заграничный паспорт и ксерокопии с отметок о пересечении границы, которые подтверждают факт пребывания за границей в момент приобретения либо получения как подарка ТС, и ксерокопии со страничек с информацией о владельце ТС;
- общегражданский паспорт и ксерокопии со страниц с информацией о владельце ТС и его прописке.
– Не все ваши клиенты, наверное, знают, какие именно документы подтверждают право собственности либо право пользования.
– Документами, подтверждающими право собственности, могут быть нотариально заверенные в стране приобретения или заверенные в консульских учреждениях или посольствах Украины договора купли-продажи, обмена или дарения, если идет речь об автомобиле, купленном у частных лиц.
На автомобили, купленные в торговых организациях, фирмах, учреждениях (либо оформленные через такие учреждения), нужно иметь счета, чеки, счета-фактуры и другие документы, оформленные на фирменных бланках и заверенные печатями.
На ТС, подаренные учреждениями, фирмами, организациями, должны быть представлены договора дарения, причем, нотариально заверенные в стране дарения или в консульских учреждениях или посольствах Украины в стране дарения.
И наконец, на автомобиль, который был зарегистрированный на гражданина в стране приобретения, должен быть технический паспорт или регистрационное свидетельство.
Документами, подтверждающими право пользования (в том числе с правом распоряжения) автомобилем, являются нотариально заверенные доверенности на право его пользования (выданные как частными, так и юридическими лицами), договоры найма или проката.
Понимаю, что вышеприведенный перечень условий, сильно громоздкий и на первый взгляд не совсем удобно им пользоваться, но здесь нельзя выбросить ни одного слова. И мы все должны точно придерживаться буквы закона.
– Тем не менее, это, наверное, еще не все требования Правил таможенного оформления транспортного средства?
– Да. Это то, что необходимо подать обязательно. При необходимости (согласно ст. 25 Таможенного кодекса Украины) инспектор нашего отдела имеет право требовать дополнительные документы (переводы предоставляемых документов, акты технической экспертизы, акты технического состояния и оценки и тому подобное). В случае необходимости, он может осмотреть автомобиль, проверить номера агрегатов. Даже произвести запрос в приграничную таможню (либо в другое учреждение, организацию) с целью установления подлинности предоставленных владельцем ТС данных.
Если документы на автомобиль соответствуют требованиям для таможенного оформления, инспектор насчитывает необходимые платежи.
– Ну и что же это за платежи?
– За ввоз транспортных средств и запасных частей к ним и их таможенное оформления согласно действующего законодательства оплачивается пошлина, таможенный сбор, акцизный сбор и налог на добавленную стоимость. Рамки статьи не позволяют более детально рассмотреть эти специфические понятия. Тем более, что найдется еще очень много особенностей такой сложной операции, как таможенное оформление автомобиле ввозимого на территорию Украины.
Следует, к сожалению, отметить, что много наших граждан, которые решили купить за границей легковой автомобиль, мало представляют себе все негативные последствия этого решения. Не зная законов, требований к порядку таможенного оформления транспортных средств, они могут попасть в тяжелое положение, из которого нет нормального законного выхода. Наилучшее – это заранее ознакомиться с ними, чтобы предусмотреть материальные, а, иногда, и моральные убытки.
Выходом из этого положения было бы получить толковую консультацию у опытного специалиста перед тем, как поехать за границу с целью купить легковой автомобиль. Таким гражданам советуем посетить отдел по оформлению транспортных средств Киевской специализированной таможни, который на ул. Павловской,28. Записавшись на консультацию к сотруднику отдела, выяснить все необходимые вопросы перед тем, как отправиться в дальнее путешествие.
В другом случае новоиспеченные владельцы заграничных авто, наделав ошибок, считают себя обманутыми государством и таможенниками, и потому – летят в разные официальные инстанции жалобы на работников отдела. Когда-то, довольно давно, на Диком Западе в салунах висела надпись-обращение к посетителям: "Не стреляйте в пианиста, он играет, как может! Работники отдела также делают все, что в их силах. Они терпеливо разъясняют клиентам все, что надо. Иногда вынуждены незаслуженно выслушивать обидные замечания, или даже просто оскорбления. Чтобы оценить их работу более объективно, достаточно привести такой пример. Небольшой коллектив, меньше десяти сотрудников за день работы успевает обслуживать более 100 клиентов. А это за год – около 30 тыс. автомобилей. Нет потребности говорить о сумме прибыли, которую они вносят в государственную сокровищницу.
И не всегда задержки с оформлением называют по их вине. Ведь не все жизненные ситуации можно подвести под строгие и четкие пункты закона. Жизнь гораздо сложнее теоретических расчетов. Потому во время подготовки новых законов, положений, правил неплохо было бы посоветоваться с практиками, которые каждый день общаются с клиентами. В конце концов, эти правила пишутся для людей, для их качественного обслуживания.
Немало владельцев ТС нарушают срок доставки автомобиля от границы до внутренней таможни, который не должен превышать 5 дней. Обычно, инспектор таможни составляет протокол об этом нарушении. Но сумма штрафа (15 гривен) не только не выполняет функции сдерживания нарушителей, она даже не превышает затраты на изготовление необходимых бланков на специальной бумаге. И еще одно. В последнее время участились случаи, когда граждане Украины купают привезенные из «дальнего» или «ближнего» зарубежья автомобили по доверенности на право управления и продажи. Доверенность выдается сроком на 1 год. И все было бы хорошо, ее ли бы не было так горько. Ведь эти документы – часто бывают липовые. Покупателей привлекают цены на автомобили, которые часто значительно ниже среднерыночных. Новые владельцы, обрадовавшись удачной покупке, идут в таможню ставить свои авто на временный учет, и тут вдруг оказывается, что доверенность – высококачественная подделка, а вся операция купли-продажи – незаконная.
К сожалению, такие случаи не единичны. Сотни обманутых киевлян подводят невеселые итоги такой незаконной операции. Граждане, будьте внимательны! Не окажитесь среди тех, кто мечтает продать свой автомобиль, а сделать это не в состоянии.