Оцениваем стоимость авто
С недавнего времени отечественные владельцы подержанных авто могут самостоятельно определить официальную рыночную стоимость своей машины, не обращаясь к коммерческим оценщикам. Причем делается это бесплатно.
С недавнего времени отечественные владельцы подержанных авто могут самостоятельно определить официальную рыночную стоимость своей машины, не обращаясь к коммерческим оценщикам. Причем делается это бесплатно.
Согласно действующему законодательству владельцы транспорта при их продаже обязаны заплатить государству подоходный налог в сумме 5% рыночной стоимости машины. С этого года данный сбор стал более лояльным – ныне его обязаны платить только при второй и более продаже транспорта в текущем году (ранее при первой в году продаже – 1% его стоимости, а при второй и более – те же 5%).
До недавнего времени рыночную стоимость подержанных авто определяли коммерческие оценщики, а методика проведения данного процесса не была общедоступной. С текущего года введена государственная оценка ТС, ставшая альтернативой коммерческой. Причем проводится она на прозрачной основе. Порядок определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов и мопедов утвержден Постановлением Кабмина № 403 от 10 апреля 2013 года. В нем прописана формула расчета стоимости подержанного транспорта, которая корректируется строго определенными коэффициентами в зависимости от производителя, возраста машины и ее пробега (см. табл.). Согласно Порядку коэффициент корректировки рыночной стоимости в зависимости от срока эксплуатации устанавливается как среднее значение соотношения цены б/у транспорта к аналогичному новому, но при этом он не может быть ниже 4-х. Стоимость нового ТС определяется на основании прайс-листов диллерских автосалонов, а если таковые данные отсутствуют – допускается использование данных об аналогичных ТС. А вот коэффициент корректировки рыночной стоимости в зависимости от пробега устанавливается с учетом фактического и нормативного среднегодового пробега. Государственная оценка среднерыночной стоимости ТС рассчитывается ежеквартально Минэкоразвития отдельно для каждой марки и модели и обнародуется до 10 числа следующего месяца на его официальном сайте (www.me.gov.ua ) для свободного доступа. Правда, на момент подготовки материала данный калькулятор еще не работал, но в Минэкоразвития нам сказали, что он начнет функционировать в ближайшую неделю-две. Владелец ТС сможет зайти на сайт, ввести необходимую информацию о своем транспорте и получить официальные данные о его рыночной стоимости. Это позволит не только сориентироваться в размере подоходного налога при продаже транспорта, но и сделать оплату данного сбора, предварительно распечатав информацию о цене автомобиля на бланке с реквизитами Минэкоразвития.
Еще по теме:
С Нового года отменен налог при продаже авто
С 2013 года изменено налогообложение при продаже транспортных средств – данный налог отменен при продаже одного автомобиля, мотоцикла или мопеда в течении года.
Согласно Налоговому кодексу Украины владелец ТС вправе самостоятельно выбирать, на основании какого документа оплачивать подоходный налог (исходя из государственной базы данных или согласно оценке эксперта). Главный козырь государственной оценки – она бесплатная, тогда как коммерческая обойдется в среднем около 200 грн. Отметим, что в Постановлении Кабмина № 403 не проработан вопрос, касающийся определения стоимости тех авто, которые давно не выпускаются и аналоги которых отсутствуют (например, ЗАЗ-1102 «Таврия».) А вот, как объяснили нам в Минэкоразвития, некоторые иностранные автомобили (например, Chevrolet Lacetti, Skoda Fabia, Daewoo Lanos, Hyundai Tucson) несмотря на то, что их собирают в Украине, относятся к разряду иномарок.
Коэффициенты корректировки стоимости ТС в зависимости от срока эксплуатации (Г) | ||||||||||||
Вид транспортного средства | Время эксплуатации, лет | |||||||||||
До 1 | 1 до 2 | 2 до 3 | 3 до 4 | 4 до 5 | 5 до 6 | 6 до 7 | 7 до 8 | 8 до 9 | 9 до 10 | 10 до 11 | 11 до 12 | |
Легковые авто производства СНГ | 66 | 52 | 45 | 40 | 37 | 34 | 32 | 30 | 28 | 26 | 24 | 23 |
Легковые авто зарубежного производства | 74 | 62 | 50 | 45 | 42 | 39 | 36 | 33 | 31 | 29 | 27 | 25 |
Мопеды | 81 | 65 | 52 | 42 | 34 | 27 | 22 | 18 | 14 | 11 | 9 | 7 |
Мотоциклы | 91 | 82 | 75 | 69 | 62 | 57 | 51 | 47 | 43 | 39 | 37 | 35 |
При эксплуатации ТС свыше 12 лет коэффициент снижается за каждый год: для легковых авто – на 1, для мопедов и мотоциклов – на 2. При этом он не может быть ниже 4-х. |
Коэффициенты корректировки стоимости ТС с учетом разницы между фактическим и нормативным среднегодовым пробегом (Гк) | ||||||||||||
Производитель ТС | Пробеги, тыс. км | |||||||||||
Нормативный среднегодовой пробег | Фактический среднегодовой пробег | от 2 до 5 | от 5 до 8 | от 8 до 10 | от 10 до 12 | от 12 до 14 | от 14 до 16 | от 16 до 18 | от 18 до 20 | от 20 до 22 | более 22 | |
Страны СНГ | 22 | до 22 | 1,5 | 3,5 | 5,5 | 6,5 | 7 | 7,5 | 8 | 8,5 | 9 | 9,5 |
более 22 | 1 | 2 | 3,5 | 5 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | 7 | 7,5 | 8 | ||
Зарубежные страны | 27 | до 27 | 1 | 3 | 5 | 6 | 6,5 | 7 | 7,5 | 8 | 8,5 | 9 |
более 27 | 0,5 | 1,5 | 3 | 4,5 | 5 | 5,5 | 6 | 6,5 | 7 | 7,5 | ||
Коэффициент не определяется для ТС до 1 года, и если разница между фактическим и нормативным среднегодовым пробегом составляет до 2 тыс. км |