ОСАГО. Закон об обязательном страховании
Депутаты учли пожелания Президента и повторно приняли Закон об обязательном страховании ответственности водителей (ОСАГО). Что в нем изменилось?
Депутаты учли пожелания Президента и повторно приняли Закон об обязательном страховании ответственности водителей (ОСАГО). Что в нем изменилось? |
Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (ОСАГО) был принят Верховной Радой месяц назад – 3 июня. Спустя 20 дней Президент его ветировал, но 1 июля парламент учел замечания главы государства и снова проголосовал за обязательную страховку. Теперь уже можно с большой долей вероятности утверждать, что этот Закон вступит в силу с 1 января 2005 года и все украинские водители должны будут обзавестись полисами обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.
Монополии не будет
Идею всеобщего страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств глава государства поддерживает. Президент вернул документ на доработку из-за того, что некоторые положения Закона не соответствовали действующему законодательству Украины. Замечания Администрации Президента касались в основном порядка выплат возмещений, допуска к данному виду страхования компаний и т. п. Так, согласно принятому 3 июня Закону «Об обязательном страховании…», право продавать полисы ОСАГО получали только те страховые компании, которые внесли в специальный фонд защиты пострадавших 500 тыс. евро. Такая сумма главе государства показалась чрезмерной. По его мнению, это значит, что данным видом страхования будут заниматься лишь несколько крупных компаний, что может привести к монополизации рынка. На что народный депутат Александр Морозов сообщил, что полмиллиона евро были готовы внести по крайней мере 20 отечественных страховщиков, и о монополизации рынка речи идти не может. Впрочем, депутаты согласились с мнением Президента и снизили сумму взноса в 5 раз – до 100 тыс. евро. Таким образом, надо ожидать, что на рынке ОСАГО будут работать не только крупные, но и средние страховщики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Страховка ОСАГО в Украине
Моральный ущерб без ограничений
Второе важное замечание Президента касалось противоречий между Законом «Об обязательном страховании…» и действующим Гражданским кодексом. В частности, «страховой» документ предполагал, что в случае нанесения только материального урона моральный ущерб не компенсируется. В то же время ст. 23 Гражданского кодекса устанавливает безусловное право лица на возмещение морального ущерба, причиненного вследствие уничтожения или повреждения его имущества. Кроме того, в Законе о страховании ограничивался максимальный размер денежной компенсации морального ущерба, причиненного при нанесении вреда жизни и здоровью пострадавшего (пятью процентами лимита возмещения или 2550 грн.). А в Гражданском кодексе не предусматриваются ограничения размеров компенсаций морального ущерба. При повторном рассмотрении закона об ОСАГО депутаты согласились, что моральный ущерб может компенсироваться и при нанесении урона имуществу. Но от ограничения размеров выплат за моральный ущерб не отказались. Вместо этого парламентарии внесли пункт, согласно которому страховая компания будет выплачивать в этом случае не более 5% лимита возмещений, а если суд установит большую компенсацию, то остальную сумму заплатит из своего кармана виновник аварии. Страховщики объясняют, что должны ограничить размеры выплат морального ущерба из-за того, что иначе не смогут подсчитать возможные убытки от данного вида страхования, а значит, и определить тарифы на полисы. Впрочем, внесение данной поправки специалистами трактуется неоднозначно. С одной стороны, возложение части ответственности на застрахованного противоречит самому принципу страхования (то есть переложению рисков одного лица на нескольких лиц). С другой стороны, за рубежом страховка гражданской ответственности не покрывает рисков по выплатам морального ущерба вообще.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Верховная Рада приняла закон об ОСАГО
Депутаты также согласились с главой государства, что в состав координационного совета Моторного бюро (то есть ассоциации страховщиков) не должны входить государственные чиновники, а также в том, что суд не должен устанавливать зависимость между ДТП и смертью потерпевшего.
Таким образом, почти все замечания Президента были учтены парламентом. Теперь в течение 10 дней глава государства поставит свою подпись под Законом «Об обязательном страховании…» либо еще раз отправит его на доработку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Цена ОСАГО. Плата за спокойствие