Нужно ли украинским водителям менять права?
О возможных сложностях за рубежом с украинскими правами старых образцов сообщил руководитель Главного сервисного центра (ГСЦ) МВД Владислав Криклий. «Использование старых прав в Европе чревато проблемами.
Например, был случай в Италии, когда украинцу выдали прокатную машину на основе «ламинированного» документа. Но потом водителя остановила полиция и, обнаружив документ без срока действия (то есть фактически для них недействительный), выписала штраф в 250 евро», рассказал Владислав Криклий.
Чтобы не иметь неприятностей чиновники настоятельно рекомендуют поменять права прежних образцов на новые. Мы же разбирались – так ли это на самом деле?
По его словам после завершения процесса ратификации соглашения об Ассоциации Украины с ЕС, Евросоюз получит юридическое право требовать выполнения взятых нашей страной обязательств. В частности, по имплементации законодательства ЕС в области выдачи водительских прав – Директивы 2006/126/ЕС. Этот документ предусматривает внедрение современного образца водительских удостоверений, введение их срока действия, дополнительных категорий, минимального возраста для получения каждой из них и т.п.
Владислав Криклий разъяснил, что необходимость в единых европравах обусловлена тем, что на сегодня в странах ЕС действует 110 образцов удостоверений. Да что там говорить, только в Украине насчитывается 5 типов «корочек». Такая обширная палитра документов мешает прозрачности восприятия правил со стороны граждан, полиции и органов, отвечающих за работу с удостоверениями, а также приводит к подделке документов, в особенности выданных десятилетиями назад.
В свою очередь, по словам чиновника МВД, введение срока действия прав позволит применять новейшие средства обнаружения фальсификаций документов, а проведение периодических медобследований – выявлять водителей, непригодных по состоянию своего здоровья к управлению транспортными средствами.
«В странах Европы действуют разные стандарты обновления прав: каждые 10-15 лет для автолюбителей и 5 лет — для профессионалов. И эти сроки подвязаны к проведению периодических медосмотров. Мы предлагаем установить сразу максимальный срок в 15 лет для обычных водителей, чтобы снизить градус общественного недовольства», объяснил руководитель ГСЦ.
По его словам в рамках выполнения требований Соглашения МВД подготовило законопроект о внедрении в нашей стране требований вышеупомянутой Директивы. В частности им предлагается установить меньшие, нежели ныне сроки действия прав: 15 лет для категорий «В» и 5 лет – для категорий «С» и «D», а также дополнить «корочки» – новыми недостающими подкатегориями, которые предусмотрены современными европравами.
«Мы также предлагаем установить в удостоверениях микрочипы, в которых будет продублирована основная информация, имеющаяся на правах: фамилия, имя, отчество, водителя, дата его рождения, образец подписи, дата выдачи документа, открытые категории на право вождения транспортных средств и срок их действия. Наши сервисные центры уже обеспечены всем необходимым оборудованием для внедрения этого новшества. Стоимость удостоверений с микрочипом будет на 2-5% дороже дороже, чем нынешние права стоимостью 201 грн», сообщил Владислав Криклий. Применение в удостоверениях микрочипов, предусмотрено вышеупомянутой Директивы 2006/126/ЕС.
Руководитель ГСЦ успокоил, что водителям не придется при обмене пересдавать экзамены – планируется, что по истечению срока действия прав автомобилист сначала должен будет пройти медицинский осмотр для проверки психофизического соответствия нормам. Затем, если со здоровьем будет все в порядке – водителю нужно будет явиться в любой сервисный центр МВД, где произойдет банальная процедура переоформления «корочек» без прохождения экзаменов, которая в среднем займет не более получаса.
Права можно заменить в течении последующих 16 лет
«Автоцентр» внимательно изучил Венскую конвенцию о дорожном движении, а также Директиву 2006/126/ЕС и мы позволим себе не согласиться с заявлениями руководства ГСЦ.
Акцентируем внимание, что эти вышеупомянутые документы четко декларируют, что, несмотря на принимаемые нововведения, права старых образцов не теряют своей законной силы – «водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей Конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия». Более того – водительское удостоверение, выданные государствами-участниками Венской конвенции, должны взаимно признаваться. Все это в полной мере касается и всех образцов отечественных удостоверений, так как Украина является полноценным участником Венской конвенции.
Учитывая вышеприведенное, отметим – информация по поводу того, что наших водителей со старыми правами не пустят зарубеж – всего-навсего очередные страшилки отечественных чиновников, склоняющих таким образом автомобилистов к замене прав.
Можно предположить, что в редких случаях может возникнуть недоразумение с некоторыми иностранными полицейскими или сотрудниками компаний по прокату автомобилей, но во избежание этого следует захватить с собой переводной вариант вышеупомянутой Конвенции (на языке той страны, которую вы собираетесь посетить), для того, чтобы вы могли предъявить им доказательство своей правоты для разрешения спорной ситуации.
В принципе, можно ездить за рубежом даже с самыми старыми бессрочными украинскими правами – раз их действие не ограничено, то согласно тому же положению Конвенции ими можно пользоваться постоянно. Хотя такое мнение необходимо будет доказывать и не факт, что иностранцы с вами согласятся. Поэтому, подобные образцы удостоверений все-таки лучше заменить на более современные.
Справедливости ради отметим, в целом Директива 2006/126/ЕС таки ограничивает срок действия всех прав старых образцов – в статье 4 задекларировано, что «государства-члены примут меры, чтобы к 19 января 2033 все водительские удостоверения, выданные или находящиеся в обращении, отвечали всем требованиям настоящей Директивы». То есть у всех стран участниц Венской конвенции есть 16 лет, для того чтобы их водители заменили свои старые права на новые.
Кстати, напомним, что с 1 июля текущего года в Украине будущие водители сдают на права по-новому.