X

Новый метод сертификации автомобилей WLTР – что это значит

Осенью 2018 года в странах ЕС, из-за недостатка машин в салонах дилеров, упали продажи новых авто. Дело в том, что с сентября все новые и рестайлинговые модели, поступающие в продажу, должны были пройти испытания по новой методике WLTP. В итоге, в лабораториях для всех желающих не хватило испытательных стендов. Так что же это такое – сертификация WLTP?

С сентября 2018 года в Европе стали обязательными новые правила сертификации автомобилей, основанные на новой процедуре измерения расхода топлива и выбросов токсичных компонентов. Эти процедуры отныне рассчитываются с использованием методики испытаний WLTP, которая пришла на смену старой методике – NEDC.

Название WLTP расшифровывается, как Worldwide Harmonized Light Vehicles Test Procedure, а переводится – Гармонизированная процедура испытаний легкового транспорта.

У введения методики WLTP две главные цели:

  • заменить устаревшие «расходные» циклы езды и методику измерений, т.к. по старым правилам автомобили законно имели реальный расход топлива выше (иногда аж на 42%), чем «официальный» указанный производителем;
  • сделать эту методику единой для всех стран (то есть, гармонизировать). Ведь до этих пор в Европе машины тестировали по циклу NEDC, в Америке – по трем методикам FTP-75, US06 и HWFET, в Японии использовали JC08, в Китае – еще что-то.
Читайте также:
ГРУППА PSA СЕРТИФИЦИРОВАЛА ВСЕ МОДЕЛИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ПРОТОКОЛУ WLTP

Чем плоха старая методика NEDC

Сертификационные тесты по методике NEDC проводились на специально подготовленных для этих целей экземплярах автомобилей. Автопроизводители давали для испытаний не стандартно снаряженное серийное авто, а облегченное, с минимумом оборудования, узкими шинами и даже с более жидким маслом.

Помимо этого, режимы движения, применяемые в тесте NEDC, давно устарели, и соответствовали возможностям примерно 70-х годов прошлого века. Так, по NEDC считалось, что автомобиль в среднем должен ускоряться до 50 км/ч за 26 секунд в «городе», и до 70 км/ч за 41 секунды на трассе. Естественно, при всех этих условиях у тестового автомобиля и расход топлива, и вредные выбросы оказывались гораздо меньше, чем у обычного авто на дороге.

Читайте также:
Европа активно заменяет дизели электромобилями

Как проводится тест WLTP

Сам тест WLTP длится 30 минут. В это время испытательный стенд имитирует три режима движения – по городу, по загородной трассе и по автобану. Автомобиль разгоняют до 60, 80, 100 и 130 км/ч. Разгоняют, ускоряют, тормозят, и все время снимают показатели расхода топлива и выброса веществ в атмосферу.

В зависимости от класса ТС (определяется соотношением номинальной мощности двигателя к массе ТС в снаряженном состоянии – P/Wr), применяются три вида испытаний WLTP.

Классы автомобилей:

  • Класс 1 – автомобили с PWr <= 22 Вт/кг;
  • Класс 2 – автомобили с 22 <PWr <= 34;
  • Класс 3  – автомобили, у которых PWr> 34.

В настоящее время большинство выпускаемых легковых автомобилей относится к классу 3.

Чем отличается тест WLTP от NEDC

Главное отличие: на испытательный стенд подается не специально модифицированная для тестов машина (так называемый «идеальный автомобиль»), а образцы для каждой комбинации двигатель-трансмиссия из ряда выпускаемых ТС. Причем, с самыми широкими шинами, максимальным оснащением допоборудования, и с наиболее «неблагоприятной аэродинамикой».

Также условия тестов WLTP максимально приближены к сегодняшнему дню, то есть, применяется более динамичный цикл испытаний – меньше остановок и работы на холостом ходу, показатели ускорений соответствуют сегодняшним реалиям.

Правила сертификации по WLTP рекомендуют автопроизводителям указывать в техдокументации самые высокие показатели тестов по расходу топлива и выбросам вредных веществ.

Читайте также:
Европа отгородилась от украинских автомобилей на 7 лет

Основные отличия тестов WLTP и NEDC (для класса автомобилей 3)

Условия испытанийWLTPNEDC
Время теста30 минут (1800 с)20 минут
Температура помещения23°C20°C – 30°C
Пробег в одном режиме движения23,3 км11 км
Максимальная испытательная скорость131 км/ч120 км/ч
Средняя скорость без остановок46,6 км/ч для34 км/ч
Доля остановок13,4%24,8%
Максимальное ускорение1,58 м/с2
Использование доп. электрооборудования (климат-контроль, подогрев сидений)ДаНет
Режим «движение на подъем»ОтсутствуетОтсутствует
Читайте также:
Светодиодные фары Audi уменьшают вредные выбросы

Как тест WLTP применяется к электрокарам и плагин-гибридам

Электрокары, тестируемые до этого по NEDC, тоже получали нереалистичные результаты. Предполагается, что сейчас, проверяемые по WLTP, они покажут свои настоящие возможности.

Но, есть одно «но». Тесты WLTP проводятся при 23°C, что является оптимальной температурой для батарейных автомобилей. А между тем, известно – у электромобилей на холоде существенно падает запас хода. Так что появляются вопросы…

Значительные изменения претерпело и тестирование плагин-гибридов. Эти машины проходят тест несколько раз. При первом этапе у плагин-гибрида должна быть полностью заряженная батарея. Тестовый цикл повторяется до тех пор, пока аккумулятор не «сядет». Затем следует тестовый этап с разряженной батареей. В это время работает только ДВС, а в батарею поступает энергия рекуперации. Из результатов этих двух этапов рассчитываются средние показатели.

Читайте также:
Электромобили и гибриды в Украине выходят на новый законодательный уровень

WLTP применяют не только к выпускаемым впервые моделям авто

Прохождение тестирования WLTP является обязательным для каждого нового ТС, поступающего в продажу. Это касается не только моделей-дебютантов, но и таких, которые были разработаны несколько лет назад, но их до сих пор продолжают выпускать.

 

Поскольку сертификация WLTP – процесс дорогостоящий, автопроизводители стали снимать с производства модификации авто, объемы продаж которых невысоки.

Читайте также:
Ford запускает испытания первого в мире серийного гибридного фургона Transit Custom PHEV в Валенсии

Испытательных стендов не хватает

Это происходит потому, что у каждого автопроизводителя много типов выпускаемых автомобилей. А испытательных стендов, прошедших поверку и лицензирование, ограниченное количество.

К примеру, только у одного VW сейчас сходит с конвейера 260 вариантов комбинаций двигатель-трансмиссия. Поэтому, на сегодняшний момент тестирование его продукции проходит на 21-ом стенде в три смены. А выпуск тех моделей, которые еще не прошли сертификацию по WLTP, временно приостановлен.

Читайте также:
Эффект косинуса и сертификация TruCAM - мифы и реальность

Какие страны уже применяют WLTP

На сегодняшний день это 28 стран Евросоюза, а также Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн, Турция и Израиль. Позже в этом году его введут в Индии, Японии и Южной Корее. Китай и США пока не определились.

Читайте также:
В Европе назвали лучшие авто 2019 для покупки

На подходе тест еще жестче – RDE

Думаете, WLTP – жестко? Да нет, это еще цветочки. С 1 сентября 2019 года к нему «на помощь» подъедет тестирование RDE, расшифровываемое, как Real Driving Emissions – выбросы в реальных условиях. В этом тесте специальное устройство, измеряющее показатели выбросов оксида азота и сажи, окажется прикрепленным к автомобилю. А само тестирование будет проходить в режиме реального движения по городу, загородной трассе и автобану.

Контролировать будут только впервые выпущенные новые модели, а ужесточение стандартов RDE пройдёт в два этапа. На первом в реальных условиях будет допускаться превышение установленного «лабораторного» лимита на выброс вредных веществ в 2,1 раза. То есть, ограничение по оксиду азота для дизельного автомобиля в 80 мг/км будет позволено превысить на дороге до 168 мг/км. На втором этапе, с 2020 года, коэффициент допустимого отклонения будет снижен до 1,5.