Отныне при покупке нового или ввезенного в Украину транспортного средства надо будет платить налог на авто с владельцев транспортных средств при первой регистрации.
Отныне при покупке нового или ввезенного в Украину транспортного средства надо будет платить налог на авто с владельцев транспортных средств при первой регистрации. Об этом гласит Закон «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по регистрации транспортных средств» № 427-V от 06.12.2006, вступивший в силу с 1 января 2007 года. Согласно данному документу, перед постановкой на учет автомобиля, который еще не был зарегистрирован в нашей стране, придется платить налог с владельцев транспортных средств при первой регистрации. Причем для некоторых автомобилей он выше ставки, действовавшей в прошлом году. Проверка его уплаты возложена на МРЭО ГАИ, которое выдает автовладельцу госномера на его машину.
Ранее все автовладельцы, купившие любой автомобиль, уплачивали одинаковые суммы, зависящие от стоимости машины и объема двигателя. Так, 3% от цены надо заплатить в Пенсионный фонд, еще 300– 500 грн. – за услуги оформления (в зависимости от вида документов), а также платежи за техосмотр и налог с владельцев транспортных средств (транспортный сбор). Последний платеж рассчитывался соответственно количеству месяцев, оставшихся до окончания текущего года. Такой порядок постановки на учет сохранится и в наступившем году, но только для тех автомобилей, которые перепродаются в Украине, то есть ранее были зарегистрированы в нашей стране.
Если же автомобиль ставится на учет впервые, действуют несколько другие правила. Для первой регистрации нового автомобиля придется заплатить налог на авто (дорожный сбор), соответствующий ставке за целый год, независимо от количества оставшихся месяцев в текущем году. Например, если ранее для нового автомобиля с двигателем объемом 3,0 литра при первой постановке на учет в октябре надо было заплатить 187,5 гривни (750 грн. : 12 мес. x 3 мес.), то теперь – все 750 грн. (налог за весь год). Для автомобилей, ввезенных в Украину подержанными, и которые впервые получают госномера и техпаспорт в нашем государстве, ставка налога увеличилась (см. таблицу). Для того же 3,0-литрового подержанного автомобиля возрастом до 8 лет (машины старше пока в нашу страну не пускают) ставка налога составит 900 гривен, независимо от времени постановки на учет. Для коммерческих автомобилей этот налог еще существеннее. Например, владельцу подержанного грузовика (возрастом до 5 лет) с объемом двигателя 5,0 литров придется заплатить 2500 гривен.
Впрочем, данный налог на авто платится только один раз – при первой регистрации в Украине, а при последующей перепродаже владелец вносит транспортный сбор в размере, который существовал и в 2006 году. Причем при последующей перепродаже машины, поставленной на учет с 2007 года, действует прежняя схема: налог зависит от количества оставшихся месяцев в году. После вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) возрастной лимит на ввоз подержанных автомобилей в соответствии с данным законом будет снят, но для первой регистрации восьмилеток и старше начнут применять более высокие ставки налога с владельцев транспортных средств, чем действующие ныне.
| Ставки транспортного сбора при первой регистрации, грн. Для подержанного автомобиля, впервые ввезенного в Украину, с объемом двигателя 3,0 л |
2006 | | 2007 | 750,00 | Январь | 900,00 грн. независимо от времени постановки на учет | 687,50 | Февраль | 625,00 | Март | 562,50 | Апрель | 500,00 | Май | 437,50 | Июнь | 375,00 | Июль | 312,50 | Август | 250,00 | Сентябрь | 187,50 | Октябрь | 125,00 | Ноябрь | 62,50 | Декабрь |
|
| Ставки транспортного сбора, грн. за 100 см куб. С владельцев легковых автомобилей |
Категория ТС, объем двигателя, см куб. | При ТО | При первой регистрации | Новые | Б/у, до 8 лет | Б/у, свыше 8 лет | До 1000 | 3 | 3 | 5 | 100 | 1001–1500 | 4 | 4 | 5 | 200 | 1501–1800 | 5 | 5 | 7 | 300 | 1801–2500 | 10 | 10 | 12 | 500 | 2501–3500 | 25 | 25 | 30 | 750 | 3501 и больше | 40 | 40 | 45 | 1000 |
|
| С владельцев коммерческих автомобилей |
Категория ТС, объем двигателя, см куб. | При ТО | При первой регистрации | Новые | Б/у, до 5 лет | Б/у, 5–8 лет | Б/у, свыше 8 лет | Седельные тягачи | 15 | 15 | 15 | 15 | 500 | Спецавтомобили | 5 | 5 | 5 | 5 | 100 | Автобусы до 6000 | 5 | 5 | 5 | 5 | 500 | Автобусы 6001 и больше | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | Грузовики до 8200 | 15 | 15 | 50 | 700 | 1000 | Груз. 8201–15000 | 20 | 20 | 30 | 50 | 1000 | Грузовики 15001 и больше | 25 | 25 | 30 | 50 | 300 |
|
За кузов заплати акциз
Кузова для подержанных автомобилей подорожают. Ведь согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения» № 398-V от 30.11.2006 кузова теперь являются подакцизным товаром. Напомним, что уплата акцизного сбора распространяется как на завезенные в Украину, так и произведенные в нашей стране товары. Причем акциз должны платить как юридические, так физические лица, а также предприятия, размещенные в специальных экономических зонах. Согласно закону, с 1 января 2007 года акцизный сбор на кузов автомобиля для промышленной сборки составляет 200 гривен, для других целей (на подержанные) – 4000 гривен. Новые кузова, не предназначенные для промышленной сборки, не вошли в группу подакцизных товаров. Такая ставка налога сделает невыгодной (для дорогих автомобилей – менее выгодной) поагрегатную растаможу транспортных средств (ввоз кузова и других агрегатов отдельно), которая в последнее время опять получила распространение в Украине.
|
Наследство – для настоящих наследников
Беспошлинно ввозить автомобили под видом наследства теперь будет практически невозможно. До недавнего времени существовали пути ввоза автомобиля без уплаты налога на авто, таможенных и других платежей. В страну с низким уровнем налогообложения импортных автомобилей (например, Молдову или Беларусь) ввозился довольно дорогой автомобиль, при ввозе которого в Украину требовалось оплатить несколько тысяч или десятков тысяч евро. Там автомобиль дарился безнадежно больному человеку, который за небольшое вознаграждение соглашался подписать завещание на данный автомобиль подставному лицу в Украине. Согласно Закону Украины «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины», автомобили, унаследованные украинскими гражданами, ввозились в нашу страну беспошлинно и без уплаты других налогов (акциз, НДС). Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по регистрации транспортных средств» № 427-V от 06.12.2006, вступившему в силу с 1 января 2007 года, порядок регистрации автомобилей, полученных по наследству, изменится. Отныне такую машину пропустят в Украину и поставят на временный учет сроком до трех лет. Право использования данного автомобиля в этот период будет принадлежать только лицу, получившему его в качестве наследства (при схеме уклонения от уплаты налогов им обычно является подставное лицо). В течение трех лет наследник не сможет ни продать, ни передать в управление данное транспортное средство. Если же этот автовладелец захочет продать машину, он будет обязан уплатить все платежи, которые обычно начисляются при растаможке такого автомобиля. Для людей, которые действительно получили автомобиль в наследство, данная норма не вызовет особых неудобств. А ввозить машину ради «экономии» на таможенных платежах теперь станет бессмысленно – ведь продать или передоверить ее нельзя.
Подготовил Сергей Матусяк