ГАИ будет видна издалека
23 мая вступил в силу Приказ МВД № 131 от 8 апреля 2011 года, который внес ряд уточнений в работу сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ. Мы расскажем о самых интересных из них.
23 мая вступил в силу Приказ МВД № 131 от 8 апреля 2011 года, который внес ряд уточнений в работу сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ. Мы расскажем о самых интересных из них.
Нововведения внесены в «Инструкцию по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД». Отныне при патрулировании на загородных автодорогах на движущемся автомобиле ГАИ обязательно должны быть включены проблесковые маячки синего цвета. Такая форма службы используется при движении в потоке транспорта для профилактики и предупреждения нарушений ПДД только на трассах государственного значения между стационарными постами ДПС и в пределах территории обслуживания определенного подразделения ГАИ, если постов нет. В МВД считают, что благодаря включенным мигалкам патрульная машина будет видна издалека и водители не посмеют нарушать Правила. Причем за городом она не должна стоять на месте – патрулирование должно проходить только в движении в потоке транспорта, объяснил замначальника Управления ГАИ Украины полковник милиции Владимир Резников. Вместе с тем, где бы ни находился патруль ДПС, водитель должен остановиться по требованию работника ГАИ. А увидев приближающуюся «патрульку» с включенной синей «мигалкой», он обязан уступить ей дорогу – этого требует п. 3.2 ПДД.
Приказом № 131 ликвидированы также скрытый и смешанный способы надзора за дорожным движением (имеются в виду случаи использования служебных машин без спецокраски и опознавательных знаков).
В местах ДТП
В городах работники ДПС должны нести патрулирование только в местах концентрации ДТП с учетом времени суток, интенсивности движения и видов нарушений, по причине которых происходят аварии. Данные места определяются руководителями местных подразделений ГАИ на основании статистических данных по количеству аварий, происшедших на данном участке дороги. То есть гаишникам запрещается стоять там, где им выгодно, прячась за кустами или поворотом дороги. Они должны быть на виду в аварийно-опасных местах. Этого требует и глава 12 Инструкции по деятельности ДПС – дислокация патрульного автомобиля должна определяться в местах его наилучшей видимости для всех участников движения, а также в аварийно-опасных местах для предупреждения нарушений Правил.
Данные новшества направлены в первую очередь на повышение безопасности движения и на то, чтобы сделать работу ГАИ более прозрачной, рассказал Владимир Резников. Однако это совсем не означает, что работник ДПС по пути к месту патрулирования не отреагирует на нарушение ПДД – согласно Закону «О милиции» он обязан пресечь правонарушение. И не стоит надеяться, что в связи с новыми требованиями к ДПС будут позволены какие-то вольности. Если водитель засомневается в том, что инспектор стоит в месте концентрации ДТП, он согласно Закону «О доступе к публичной информации» вправе написать соответствующий запрос в ГАИ, на который в течение 5 дней получит официальный ответ. Если окажется, что работник ДПС нес службу в неустановленном месте, ему грозит служебное взыскание. Но если при этом водитель все же нарушил ПДД, то это не может быть поводом для обжалования штрафа.
Что делать с мошенниками?
В последние несколько лет у нас участились случаи мошенничества на дорогах – злоумышленники в одежде, схожей с формой сотрудников ГАИ, останавливают авто и вымогают у водителей денег за «нарушения» ПДД. В связи с этим МВД четко указало, как в данной ситуации должны вести себя работники ДПС. «В случае выявления на маршруте патрулирования лиц, которые осуществляют незаконные остановки ТС и дальнейшие проверки документов водителя и грузов, наряд ДПС должен сообщить об этом своему руководству или в дежурную часть, после чего – задержать указанных лиц и доставить их в территориальное подразделение милиции».
В городе патруль ДПС должен стоять только в местах концентрации ДТП, а за его пределами – двигаться в потоке транспорта с включенными мигалками.
Только три документа
Поводом для остановки ТС уже не может быть загрязненный, закрепленный в неустановленном месте или закрытый другими предметами номерной знак, а также управление ТС без талона ТО. Госномер может стать поводом для остановки, только если его вообще нет на ТС или же если он не отвечает стандартам.
А вот требование не обращать внимание на наличие талона ТО сомнительное – ведь оно противоречит действующему законодательству, согласно которому запрещается эксплуатация ТС, не прошедших техосмотр и не имеющих талона ТО.
Интересные изменения внесены также в главу 14, определяющую порядок остановки ТС. Теперь работники ГАИ имеют право проверить у водителя только три документа: водительское удостоверение соответствующей категории, техпаспорт на данное ТС и полис «автогражданки». Требовать предъявить путевой лист, документы на перевозимый груз, схему маршрута, доверенность на право управления или временный регистрационный талон (для лиц, управляющих ТС в отсутствие его владельца) они не могут. Но это тоже противоречит действующей редакции ПДД, п. 2.1 которой предусматривает предъявление водителем всех перечисленных документов.
Такие противоречивые нововведения МВД подготовило в угоду законопроекту, поданному в ВР Президентом Украины, в котором предусматриваются отмена техосмотра, талона ТО, ликвидация всех «лишних» документов, в том числе и доверенности. Хотя в данном случае милицейское ведомство поспешило – ведь законопроект еще не рассматривался, а Приказ МВД № 131 уже вступил в силу.
Владимир Резников заявил, что пока законопроект не вступил в силу, инспектор ДПС при проверке документов вправе попросить водителя доказать факт законности управления ТС, если оно принадлежит другому человеку. То есть выбрасывать доверенности рановато. К тому же за управление ТС без соответствующих документов, предусмотренных действующим законодательством, а не приказом МВД, водителю грозит штраф 425–850 грн. (ст. 126 ч.1 КоАП Украины).
Андрей Евстигнеев Партнер адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев», к.ю.н., г. Киев После внесения анализируемых изменений в Инструкцию действующее законодательство фактически содержит противоречивые положения. Так, Инструкция действительно не обязывает, как раньше, требовать все документы, предусмотренные п. 2.1. ПДД, а только удостоверение водителя, свидетельство о регистрации ТС и полис ОСГПО. Однако обольщаться водителям рано, ведь до сих пор действуют положения актов высшей юридической силы – 1) п. 21 ч.1 ст. 11 Закона Украины «О милиции», 2) ч. 2 ст. 16 Закона Украины «О дорожном движении» и пп. «а» п. 2.4. ПДД. Первый дает право работнику ГАИ требовать, а другие – обязывают водителя передать на проверку не только указанные в Инструкции, но и другие документы (доверенность, путевой лист, лицензионную карточку и др.). Я считаю, что до внесения соответствующих изменений в названные нормативные акты водитель должен иметь при себе и предъявлять все предусмотренные этими актами документы.