Автоматическая фиксация нарушений ПДД - когда и как заработает
Напомним, закон №596-VIII, который в числе других изменений в сфере регулирования дорожного движения ввел в действие систему автоматической фотофиксации нарушений ПДД, вступил в силу в августе 2015 года, но при этом она не заработала и по сей день. И на это есть вполне веские основания, которые могут причиной очередного провала автофиксации.
Для устранения всех существующих проблем был подготовлен законопроект №5314 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» и в конце октября направлен в Верховную Раду. Основная его задача – ликвидировать противоречивые нормы, нарушающие конституционные права и свободы наших сограждан граждан, и на основании которых Конституционный Суд Украины еще в 2010 году вынес решение N 23-рп/2010, отменившее применение автофиксации нарушений.
Как объяснил один из создателей законопроекта, заместитель начальника Управления безопасности дорожного движения Национальной полиции Украины Василий Брянцев, действующий закон Украины определяет привлечение к ответственности владельца транспортного средства, а не лицо, непосредственно совершившее правонарушение. А это в очередной раз нарушает презумпцию невиновности и норму ст. 61 Конституции (юридическая ответственность носит индивидуальный характер, а административную ответственность несет только физическое лицо).
Для того, чтобы привести закон в соответствие с Конституцией Украины – документу, имеющему наивысшую юридическую силу, предлагается внести целый ряд важных изменений. По словам Василия Брянцева, прежде всего, будет задеклирирована ключевая норма – ответственность за нарушения, задокументированные с помощью средств автофиксации будут нести лица, которые фактически управляли транспортными средствами в момент совершения нарушения. Напомним, что на сегодняшний день ответственность несут юридические и физические лица, за которыми зарегистрирован транспорт.
В законопроекте предусмотрен соответствующий механизм определения виновных лиц. Так, при автофиксации нарушения ПДД по номерному знаку автомобиля будет «вычисляться» его владелец. После чего ему собираются направлять письменное уведомление о факте зафиксированного нарушения, а вместе с ним – еще и заочное постановление.
Далее предусмотрено три варианта развития событий.
Первый – если владелец согласен с вменяемым ему нарушением. В данном случае все просто – он должен просто оплатить штраф. Причем, законопроектом предусмотрена «льгота» – если взыскание будет оплачено в течение 10 дней с момента вступления постановления в силу, вносится только 50% от указанной сумы штрафа. В действующем законодательстве также предусмотрена подобная «скидка», но для этого отведено всего 5 дней.
Второй – когда владелец не согласен с вменяемым ему нарушением. При этом он должен предоставить в полицию информацию о лице, которое фактически управляло транспортом в момент нарушения вместе с заявлением этого лица, подтверждающим согласие на привлечение к админответственности. Впрочем, это лицо также может лично обратиться в полицию с заявлением о добровольном признании факта допущенного им нарушения.
Третий – если нельзя установить лицо, которое фактически управляло транспортом в момент нарушения, из-за того что владелец транспорта не предоставил информацию о таком лице. При таком раскладе задекларирована норма, что ответственность будут нести юридические или физические лица, за которыми зарегистрирован автомобиль. Как объяснил Василий Брянцев, это вполне логично – ведь транспорт – средство повышенной опасности и владелец должен нести ответственность за его использование. Для законодательного подкрепления этого проектом предусмотрена важная обязанность – владельцы должны знать, кто пользуется их транспортом, а в случае получения от полиции письменного уведомления и заочного постановления – предоставлять информацию о лице, фактически управлявшем транспортом в момент нарушения.
По словам Василия Брянцева, законопроектом №5314 предлагается ввести и другие не менее любопытнее новшества. В частности, отменить пеню в двойном размере суммы штрафа за несвоевременную его оплату. Напомним, что действующим законом установлено, что в данном случае в принудительном порядке исполнительной службой изымается как сам штраф, так и пеня. В проекте предусмотрено, что в случае несвоевременной оплаты в принудительном порядке изымается только двойной размер штрафа.
Кроме того, предлагается более четко урегулировать вопрос начисления 150 штрафных баллов при автофиксации нарушений ПДД – предусмотрено, что неиспользованный остаток баллов в конце года аннулируется.
А еще четко оговорен механизм лишения права управления. В данном случае срок действия водительского удостоверения приостанавливается с момента вступления такого постановления в законную силу. Когда же лица, лишенные прав, уклоняются от сдачи удостоверения, то срок исчисляется со дня его сдачи или изъятия полицией. При лишении прав на срок более 1 года водитель сможет вернуть «корочки» только после успешной сдачи практического и теоретического экзаменов в сервисном центре МВД.
То, что действующий закон не может работать в нынешнем виде, понимают все специалисты, именно поэтому на проект №5314 возлагаются большие надежды, а раз так – то вероятность его принятия очень высока.
Рассчитывает на это и полиция, планируя, что благодаря предложенным изменениям автофиксация таки будет введена в действие. О том, когда это может произойти, рассказала глава Нацполиции Хатия Деканоидзе на пресс-конференции, посвященной годовщине вступления в силу закона «О Национальной полиции».
«Видеофиксация будет приоритетом в 2017 году. Сейчас в Верховную Раду Украины уже подан законопроект, который урегулирует все вопросы, связанные с введением автофиксации. И я очень надеюсь, на поддержку народных депутатов для принятия этого документа», – заявила Хатия Деканоидзе.
Как видим, у полиции есть сильное желание, чтобы автоматическая фиксация нарушений ПДД заработала хотя бы в 2017 году, но будет ли так на самом деле – покажет время.