Сразу же после ДТП отправить свою машину на авторизованный сервис и через пару дней получить отремонтированную? Такое возможно не только в цивилизованных странах, но и в Украине. А вскоре должно стать обычной практикой.
Сразу же после ДТП отправить свою машину на авторизованный сервис и через пару дней получить отремонтированную? Такое возможно не только в цивилизованных странах, но и в Украине. А вскоре должно стать обычной практикой.
Сразу же после ДТП отправить свою машину на авторизованный сервис и через пару дней получить отремонтированную? Такое возможно не только в цивилизованных странах, но и в Украине. А вскоре должно стать обычной практикой.
Скорость и качество урегулирования страхового случая по полисам КАСКО напрямую зависят от добросовестности страховой компании и от того, как она выстраивает собственную работу. Еще совсем недавно процедура возмещения по этому виду страхования выглядела приблизительно так: произошло ДТП – звоним в ГАИ, аварийному комиссару. В первые два-три дня после происшествия являемся в страховую компанию, пишем заявление, получаем задание собрать определенный пакет документов, мотаемся по различным инстанциям, тратя на это время, силы и деньги. И когда наконец все готово – отвозим «бумажки» страховщику. Это занимало не одну неделю; затем наступало длительное ожидание результата.
Сейчас, к радости автовладельцев, у ведущих страховщиков время выплаты страхового возмещения значительно сократилось и составляет 15–20 дней с момента ДТП. Хотя, разумеется, это касается тех случаев, которые связаны с относительно небольшими убытками и не завязаны на судебных и прочих тяжбах. «У нас средний срок урегулирования в 2012 году составлял 4,37 дня с момента получения последнего документа, хотя годом ранее было 5,17 дня», – отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Allianz Украина» Анатолий Климюк.
Страховые компании стали чаще выплачивать возмещение без справок ГАИ и компетентных органов.
Такого прогресса страховщикам удалось достичь, в первую очередь, за счет пересмотра механизма урегулирования. Страхователю все меньше приходится контактировать с компанией, и звонок с места ДТП уже может считаться заявлением на выплату, что избавляет от необходимости ехать в офис СК, тратя на это время. Кроме того, компании минимизируют пакет документов для получения возмещения. Все чаще есть возможность при небольших убытках, исчисляемых несколькими тысячами гривен, обойтись без справки ГАИ и других компетентных органов.
Кроме того, страховщики налаживают договорные отношения с СТО, что позволяет клиенту сразу же после аварии отправить автомобиль в ремонт.
Если говорить об «автогражданке», то здесь очень многое зависит от законодательных ограничений. «Теперь страховая компания законно может до 90 дней рассматривать документы, поданные пострадавшим», – отмечает Генеральный директор страховой компании «Актив-гарант» Олег Вовченко. Хотя у добросовестно работающих компаний даже по ОСАГО время выплаты редко превышает 35–40 дней. Не стоит забывать и о системе европротокола, введенной с конца 2011 года и позволяющей при небольших убытках разобраться без ГАИ. Если изначально размер ущерба по ДТП, оформляемого по «еврорапорту», не превышал 10 тыс. грн., то с января 2013-го лимит увеличен до 25 тыс. грн.
Теперь автомобиль можно прямо с места ДТП отправлять на СТО.
Ускоряем выплаты
Сокращение сроков урегулирования – это не только заслуга страховщиков, которые все-таки осознали, что клиенту нужно угождать. «В урегулировании участвуют несколько сторон: клиент, страховщик, правоохранительные органы, ассистирующие компании, СТО. От каждой зависит срок прохождения дела через тот или иной этап, то есть причиной заминки может быть любое звено. Сегодня одним из основных факторов, влияющих на скорость урегулирования, является коммуникация со страхователем», – отмечает Анатолий Климюк.
Страховщики уверяют, что клиент может ускорить выплату, если оперативно предоставит все необходимые документы, а при возможности посодействует в получении справок от компетентных органов, которые редко придерживаются сроков их выдачи для страховщиков, но на запросы граждан, которым непосредственно нужны эти «бумажки», реагируют быстрее. Впрочем, в этом случае клиенту придется решать, что ему важнее – увеличить скорость выплаты или потерять время в госучреждениях.
Cрок выплаты по КАСКО – 4–5 дней с подачи последнего документа.
Скорость выплаты зависит и от того, куда направляет деньги страховая компания – лично клиенту в руки или на СТО. Сегодня СК чаще выбирают второй вариант, что, в принципе, выгоднее страхователю, так как он не тратит время на поиски мастеров, а сразу же транспортирует автомобиль на ремонт. «Выплата на счет СТО дает ряд преимуществ. Во-первых, авто клиента будет восстановлено в полном объеме. Во-вторых, отсутствуют споры относительно суммы выплаты, так как СК самостоятельно урегулирует стоимость восстановительного ремонта с СТО. В-третьих, после выплаты страхового возмещения человек уже не должен отчитываться в налоговой о целевом использовании средств, полученных от СК», – объясняет зам. директора департамента урегулирования убытков СК «Арсенал Страхование» Константин Палазов.
Ускорить процесс выплаты по ОСАГО гораздо сложнее, так как в большинстве случаев сроки возмещения зависят от решения суда, определяющего виновника. Хотя, если вина очевидна, а сумма убытка не превышает 6–8 тыс. грн., страховщики все чаще готовы платить возмещение по расширенной справке ГАИ с места ДТП (даже без оформления европротокола), благодаря чему сроки сокращаются от месяца-двух до нескольких недель.
По ОСАГО теперь необязательно дожидаться решения суда: выплату можно получить по расширенной справке или европротоколу.
Еще быстрее
Страховым компаниям нужно еще много работать над качеством урегулирования. Например, в КАСКО следующим этапом станет то, что клиент всегда сможет отправлять автомобиль с места ДТП прямо в ремонтную мастерскую. Ему не придется заполнять бумаги, собирать квитанции и справки – все это будет делать СК. Подобные схемы уже работают у компаний-лидеров автострахования, а со временем это будет нормой.
По ОСАГО ожидается введение прямого урегулирования, что позволит пострадавшему получать выплату в компании, где он купил полис, а не в той, где застрахован виновник. Это значительно упростит процесс возмещения и сократит его в разы.
И хотя реализация данных изменений – процесс небыстрый, уже сейчас, страхуя автомобиль в нормальной, «здоровой» компании, его владелец может не беспокоиться относительно сроков и полноты страховой выплаты.
Страховщики предпочитают переводить деньги прямо на СТО, а не «на руки» клиенту, что значительно ускоряет урегулирование.
Александр Мельничук Менеджер по коммуникациям страховой компании PZU При ДТП, в которых виновник очевиден, работает упрощенная процедура
урегулирования.Любое дорожное происшествие – это мощный стресс для всех его участников. Поэтому, чтобы максимально сгладить негатив при наступлении страхового события, еще два года назад PZU ввела практику урегулирования несложных дел по упрощенной процедуре. Она предполагает, что автовладельцу не нужно приезжать в офис страховой компании, чтобы заявить о страховом событии. После звонка в call-center страховой компании поврежденный автомобиль сразу направляют на СТО, где проведут точную оценку ущерба и согласуют стоимость ремонта без участия автовладельца. Ему остается только забрать отремонтированную машину и предоставить ее на осмотр страховщику, который фиксирует факт выполнения работ.
Такая процедура позволяет нам максимально сократить сроки урегулирования. В 2012 году 21% всех страховых случаев PZU урегулировала за 3 дня. 14% страховых выплат сделано за 1 день. А средний срок выплат с учетом сложных дел (внимание: с момента первого обращения клиента, а не сбора пакета документов!) составил 24 календарных дня. Но что делать, если страховой случай непростой? Тогда мы советуем вызывать аварийного комиссара. Он и с инспекторами ГАИ поможет пообщаться, и с европротоколом справится, и заявление о наступлении страхового события примет. Фактически, комиссар представляет интересы автомобилиста и будет его «холодной головой» в разборе дорожного происшествия. Например, бывает, что на не очень опытных водителей, попавших в ДТП, оказывается сильное психологическое давление. А от правильности оформления ДТП во многом зависит, останется человек с правами или без них. В некоторых ситуациях аварийный комиссар может без ГАИ оформить ДТП и предоставить информацию в страховую компанию. Это избавит автовладельца и от штрафа, и от фальсификаций со стороны третьих лиц. А когда без участия инспекторов ГАИ не обойтись, аварийный комиссар, со своей стороны, фиксирует ДТП и помогает водителю в оформлении протокола. Отчет специалиста, прибывшего на место ЧП, станет одновременно заявлением о наступлении страхового события, заявлением на выплату страхового возмещения, актом осмотра и даже может являться существенным доказательством в суде.