Страховку «подрихтовали»
Поправки к Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности…», подписанному Президентом 13 октября, не внесли в этот вид страхования кардинальных изменений. Договор ОСГПО для некоторых автомобилистов станет немного дешевле. Зато водители, не имеющие полиса, уже не смогут претендовать на выплату возмещения Моторным бюро.
Поправки к Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности…», подписанному Президентом 13 октября, не внесли в этот вид страхования кардинальных изменений. Договор ОСГПО для некоторых автомобилистов станет немного дешевле. Зато водители, не имеющие полиса, уже не смогут претендовать на выплату возмещения Моторным бюро. |
Закон стал несколько гуманнее к клиентам страховых компаний. Согласно новой редакции, предоставление пострадавшим «заведомо неправдивой» информации с целью завышения суммы возмещения больше не будет основанием для отказа в выплате. По словам директора «Страхового Супермаркета «Пилот» Дмитрия Буца, данная оговорка была одним из «непрозрачных» мест старого закона, и ее исключение является правильным шагом, направленным на укрепление доверия к страхованию.
Возмещение – застрахованным
Одно из самых главных изменений в закон об ОСГПО касается порядка выплат возмещений Моторным бюро. С 1 апреля 2005 года любой потерпевший в ДТП, виновник которого оказался незастрахованным, мог рассчитывать на получение возмещения от МТСБУ. Такая норма не стимулировала водителей покупать страховку – ведь потерпевший в любом случае мог претендовать на возмещение (от страховщика либо Моторного бюро). Теперь МТСБУ будет обязано компенсировать ущерб только тем пострадавшим, у кого есть полис ОСГПО. Другими словами, после аварии с участием двух машин, ответственность водителей которых не застрахована, возмещения не выплатят никому. Но если у пострадавшего есть полис, а у виновника нет, то первый получит деньги от Моторного бюро, а второй – судебный иск на сумму выплат. Поэтому если хотите получить от МТСБУ возмещение в случае ДТП не по вашей вине, покупайте полис ОСГПО.
В законе исправлены некоторые ошибки, которые были допущены при подготовке предыдущей редакции. Так, система штрафов за совершение ДТП и льгот за безаварийное вождение (бонус-малус) ранее в некоторых случаях не поощряла добросовестных водителей. Теперь справедливость восторжествовала: благодаря применению таблицы бонус-малус при отсутствии аварий в течение страхового периода автовладелец получит скидки при последующем заключении договора ОСГПО.
Осмотр – за три дня
Одна из главных претензий клиентов при выплате возмещений по ОСГПО к страховщикам и МТСБУ касалась скорости принятия решения о возмещении ущерба. На практике на время осуществления выплат влияют оперативность и добросовестность конкретной страховой компании, а также время подготовки необходимых для выплаты документов государственными органами. Если в перспективе в определенных случаях для выплаты возмещения будет достаточно документов, которые оформляет сама СК или ее представитель, это позволит быстрее и качественнее обслуживать клиентов, в том числе и по обязательному страхованию ответственности.
Для ускорения этих процедур в законе сделано несколько поправок. Если раньше на осмотр поврежденного транспортного средства должен был выезжать только назначенный страховщиком эксперт, то после принятия нового закона это сможет сделать и аварийный комиссар. Заместитель генерального директора МТСБУ Иван Гуминский поясняет, что данное уточнение сделано для того, чтобы оперативнее регистрировать страховые случаи. «Законом предусмотрено, что страховщик должен осмотреть пострадавшее транспортное средство в течение трех дней, – говорит Иван Гуминский. – Но если страховой случай произошел вдалеке от крупных городов, эксперт страховой компании или Моторного бюро может не успеть в этот срок. Поэтому после вступления в силу поправок к закону и разработки Госфинуслуг методики этой процедуры пострадавший получит возможность уведомить СК или МТСБУ о страховом случае по телефону, а они вышлют на осмотр «сертифицированного» аварийного комиссара. В этом случае требование направить представителя страховщика в течение трех дней будет обязательно выполнено».
Кроме того, если старая редакция закона просто предусматривала обязательство страховой компании провести осмотр поврежденного автомобиля в течение трех рабочих дней с момента заявления пострадавшего, то в новой редакции четко обозначена цель этого осмотра – определение причин наступления страхового случая и размера ущерба. «Данная поправка готовит почву для предоставления страховым компаниям более широких полномочий при урегулировании страховых случаев», – считает Дмитрий Буц.
Кому дешевый полис?
Разработчики законопроекта расширили число льготников, которые получили возможность приобрести полис со скидкой или не покупать его вовсе. Если ранее застрахованными без наличия полиса считались только инвалиды первой группы и участники боевых действий, то теперь к ним добавились инвалиды войны, а также водители, которые управляют транспортным средством, принадлежащим инвалиду первой группы, в его присутствии. Также увеличилось число тех, кто получил право купить полис за полцены. Прежде это могли сделать пенсионеры и инвалиды второй группы, управляющие автомобилем с двигателем объемом до 1600 см куб. Но поскольку у них осталось много «Волг», УАЗов и прочей техники с моторами объемом до 2500 см куб., право купить полис со скидкой получили владельцы такой техники, а также участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и участники войны.
Большинство страховщиков положительно относятся к увеличению перечня льготников, хотя не ожидают ни роста активности этих категорий населения, ни снижения средней стоимости полиса. По словам главного специалиста отдела разработки страховых продуктов СК «Эталон» Евгения Лысяка, «на общей динамике продаж полисов увеличение числа льготников, скорее всего, не отразится, поскольку сегодня еще не все работающие граждане осознают необходимость страхования своей ответственности, не говоря уже о пенсионерах, которые не считают нужным застраховать себя и других участников дорожного движения от возможного ущерба».
Впрочем, есть и другие мнения. «Без введения контроля за наличием полисов со стороны ГАИ автовладельцы, включая тех, кому предложена страховка с 50-процентной скидкой, покупать их не будут», – говорит заместитель генерального директора центрального управления продаж «Украинской транспортной страховой компании» UTICO Николай Пашнев.
Получили выгоду от принятия поправок в закон и владельцы автопредприятий. Теперь при заключении договоров ОСГПО на несколько автомобилей они будут платить меньше. Так, если страховать от пяти до десяти машин, автопарк получит скидку в размере 5% стоимости полиса, если оформить 10 – 20 договоров – 10%, а более 20 – скидку 15%.
К полису – стикер
В скором времени работники ГАИ смогут узнать, застраховал ли свою ответственность водитель автомобиля, не останавливая его для проверки документов. Согласно новому закону, при заключении договора ОСГПО страховщик обязан выдавать клиенту отличительный знак – стикер, который тот должен крепить на лобовом стекле автомобиля (как талон техосмотра). Страховщики утверждают, что после утверждения этого знака (в течение трех месяцев после вступления закона в силу) они будут выдавать его не только новым клиентам, но и автовладельцам, которые купили полис раньше. Правда, пока неясны некоторые нюансы его использования. Например, как быть автомобилисту, застраховавшему свою гражданскую ответственность по второму или третьему типу (на несколько транспортных средств) – крепить стикер на все машины или возить его с собой? Второй аспект – будет ли на нем указана дата, до которой действует договор страхования. Ведь автовладельцы, купившие полис на 15 – 30 дней, смогут возить его в машине целый год.
Новым законом создается Фонд предупредительных мероприятий, за средства которого Моторное бюро будет популяризировать данный вид страхования, принимать меры по снижению уровня аварийности в стране и т. д.
|
|
|
|
Сколько продано страховок? | ||
| ||