Хотя обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) владельцев наземных транспортных средств в Украине де-юре вступило в силу с 1 января 2005 года, купить страховой полис можно будет только через месяц.
| | Хотя обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) владельцев наземных транспортных средств в Украине де-юре вступило в силу с 1 января 2005 года, купить страховой полис можно будет только через месяц. |
Многие участники страхового рынка сомневались, что Закон об ОСГПО начнет действовать с 1 января 2005 года. В Верховной Раде был даже зарегистрирован законопроект, предполагавший перенос начала действия Закона на полгода. Но большинство нормативных документов, необходимых для введения нового вида страхования, уполномоченные организации все-таки успели принять до начала нового года. Так, 27 декабря Министерство юстиции Украины зарегистрировало лицензионные условия по ОСГПО, а ранее Госкомиссия по урегулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) утвердила размер базового тарифа (291 грн.) и формы бланков страховых полисов.
По состоянию на 14 января 2005 года шесть отечественных компаний уже имели на руках разрешительные документы на ведение данного вида страхования. В частности, лицензии получили компании «Оранта», «Гарант-Авто», «Эталон», «Страховая группа «ТАС», «Инвестсервис», «Инкомстрах». Сегодня на рассмотрении в Госфинуслуг пакеты документов еще 20-ти страховщиков. По оценкам аналитиков, заявки на получение лицензий по данному виду страхования подадут всего 60 – 80 страховых компаний.
Впрочем, украинские водители в январе все еще не могут купить полисы. Особой проблемой это стало для автовладельцев, заключивших договора в начале прошлого года, – ведь срок их действия уже закончился. Но с 1 января 2005 г. полисы старого образца продавать нельзя, хотя купленные в прошлом году действительны до той даты, которая указана в договоре. Начиная с 1 апреля, наличие полиса образца 2005 года становится обязательным. Работники ГАИ получают право проверять, есть ли у водителей этот документ, и в случае его отсутствия штрафовать их (8,5 – 17 грн.). Но если владелец двух полисов (нового и старого) совершит ДТП и ущерб окажется больше, чем лимит компенсации по одному из этих полисов, то возмещение будет выплачиваться сразу по двум страховкам в пределах лимита выплат по ним.
| МНЕНИЕ | | Виктор Суслов Председатель Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг В связи со вступлением в силу нового Закона крупнейшие мировые страховые компании проявили интерес к страховому рынку Украины, обращаясь в Госкомиссию за консультациями. Но в нашей стране деятельность страховых компаний-нерезидентов запрещена, а вот работа украинских компаний с иностранным капиталом – нет. Поэтому я считаю, что в 2005 году возможен приход иностранных компаний в нашу страну путем покупки украинских страховщиков и вложения в страховой рынок существенных инвестиций. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Владимир Романишин Президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины По нашим расчетам, средняя стоимость полисов страхования ОСГПО составит 230 – 250 гривен. Это одна из самых скромных сумм по данному виду страхования в Европе. Выдачу новых бланков полисов тем страховым компаниям, которые получили лицензию на страхование гражданско-правовой ответственности, мы планируем начать после собрания Моторного бюро – 24 января 2005 года. В феврале мы обеспечим авторынок необходимым количеством полисов, и до 1 апреля все желающие смогут их купить. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Владимир Доценко Президент СК «Эталон» Люди, пользовавшиеся услугой страхования гражданской ответственности в 2004 году, не могут перезаключить договора в январе – у страховых компаний нет в наличии новых полисов. Сегодня у нас есть лицензия на проведение страхования ОСГПО. И мы готовы заключать с клиентами договора, которые будут соответствовать Гражданскому кодексу и Закону о страховании, и защитить их ответственность. На мой взгляд, бланк полиса – это формальность. Поэтому можно было бы продавать страховку и выписывать старый полис, на котором ставить штамп о том, что ответственность по нему соответствует новому закону, и обменять их на новые, как только появятся бланки полисов. К сожалению, Моторное бюро эту инициативу не поддержало. |
|
|
Конкуренция – прежде всего |
Антимонопольный комитет Украины возбудил рассмотрение дел против Министерства внутренних дел Украины, ДП МВД Украины «Ресурсы», его дочернего предприятия «Страховой альянс» и страховых компаний АО «Украинская пожарно-страховая компания», ЗАО «Украинская страховая компания «Княжа», ЗАО «Украинская охранно-страховая компания» и ЗАО «Народная финансово-страховая компания «Добробут». «Дела возбуждены по фактам неправомерных действий при предоставлении страховых услуг: граждан, оформляющих документы в органах МВД, принуждают покупать страховые полисы только у тех компаний, с которыми МВД заключило соответствующие договора и которые работают в помещениях Министерства. Более того, эти привилегированные страховщики поделили между собой ассортимент страховых услуг», – говорится в сообщении Антимонопольного комитета от 11 января 2005 года. По словам главы Антимонопольного комитета Украины Алексея Костусева, «Министерство внутренних дел Украины ограничило конкуренцию на рынке обязательного страхования, и мы не можем закрывать на это глаза. Перед возбуждением дела мы рекомендовали остановить неправомерные действия, но это выполнено только частично. Теперь мы возбудили дело, проведем расследование и сами остановим нарушение. Комитет также не исключает применение к нарушителям штрафных санкций». Напомним, что согласно пунктам 14.3 и 14.4 Закона «О страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», вступившего в действие с 1.01.05, «запрещается навязывание услуг отдельных страховых компаний органами государственной власти и управления при заключении договоров страхования». Кроме того, нельзя оформлять полисы ОСГПО в местах контроля наличия полисов, в местах проведения процедур регистрации и в зонах пропуска через государственную границу Украины. |
|
|
Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка