X

Обычаи обмена

Как и зачем менять полис ГО на полис ОСГПО.

Как и зачем менять полис ГО на полис ОСГПО.

Нужно ли менять старый полис ГО на новый и как это правильно сделать?

Полисы страхования гражданской ответственности (далее – ГО), которые можно было оформить до 1 января 2005 года, никто отменять не собирается. Срок их действия ограничивается той датой, до которой оформлен конкретный договор. Например, если страховка ГО куплена 31 декабря 2004 года, то действовать она будет на протяжении 2005 года. При этом лимит ответственности страховщика сохраняется согласно Постановлению Кабинета Министров №1174 от 28.09.1996 г., то есть составляет 25500 грн. по ущербу имуществу и 8500 грн. – жизни и здоровью пострадавшего.

Страховка, но не та…

В то же время согласно Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (далее – ОСГПО – прим. ред.) владельцев наземных транспортных средств», с 1 апреля 2005 года каждый управляющий транспортным средством должен иметь при себе полис ОСГПО, и договор ГО его не заменит. Именно наличие полиса ОСГПО будут проверять работники ГАИ с 1.04.2004 г., и хотя штраф за его отсутствие довольно небольшой (8,5 – 17 грн.), причем принимать решения по взиманию штрафа уполномочены не суды, а работники ГАИ, по данному факту они вправе составлять протокол неограниченное количество раз – при каждой остановке автомобиля и проверке документов. Кстати, работник ГАИ легко отличит полис ГО от договора ОСГПО – последний вдвое больше старого бланка и не зеленого, а желтого цвета. Таким образом, чтобы защитить себя от нежелательных «контактов» с ГАИ, даже при наличии страховки ГО следует оформить и договор ОСГПО.

Нужны ли два полиса?

Что же делать со старым полисом ГО? Существует несколько вариантов. Первый – оставить его до окончания срока действия и приобрести еще и страховку ОСГПО. В этом случае, по мнению председателя Госфинуслуг Виктора Суслова, автолюбитель будет защищен вдвойне: если владелец двух полисов станет виновником ДТП и сумма ущерба третьим лицам превысит лимиты по ОСГПО (51000 грн. по жизни и здоровью и 25500 грн. на каждое ТС по имуществу), то страхователь сможет покрыть ущерб, который превышает этот лимит, за счет возмещения по полису ГО.

Другой вариант – сдать страховку ГО в компанию, которая ее оформила. В этом случае страховщик вернет клиенту деньги за период, оставшийся до окончания срока действия полиса. При этом страховая компания вправе удержать 20% остаточной цены за ведение дел в случае перезаключения договора ОСГПО. Например, если полис стоил 100 гривен, а до конца срока его действия осталось полгода, то страховщик должен вернуть 50 грн. минус 20%, то есть 40 грн. Впрочем, некоторые страховые компании идут навстречу своим клиентам и не удерживают 20% за ведение дел в случае перезаключения договора ОСГПО. По словам андеррайтера департамента транспортного страхования АСК «Инго-Украина» Виталия Супрунюка, «в случае перезаключения полиса страхования гражданской ответственности на полис ОСГПО в нашей компании агенты не удерживают 20%. Расходы на ведение дел включены в цену нового полиса».

Кстати, если после заключения договора ОСГПО информация о страхователе, которая влияет на стоимость полиса, изменилась, документ необходимо переоформить. Иначе при наступлении страхового случая СК на законных основаниях сможет отказать в выплате пострадавшему. Деньги заплатит МТСБУ, но потом через суд заставит виновника аварии компенсировать данные средства. Поэтому, чтобы переоформить договор, старый полис нужно аннулировать (это должен сделать представитель страховой компании) и оформить новый согласно установленному порядку. При этом страховщик также вправе удержать 20% на ведение дел. Хотя бывают и приятные исключения…

 Ввести нельзя отменить

В Верховной Раде продолжаются дискуссии по введению Закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. По информации СМИ, уже существуют законопроекты по перенесению сроков введения этого Закона (хотя он действует с 1 января 2005 года) на полгода, год или два года. Другие депутаты хотят изъять ОСГПО из перечня обязательных видов страхования, то есть фактически сделать его добровольным. Фракция «Единая Украина» предлагает также полностью отменить данный Закон, социалисты – уменьшить базовый платеж (хотя это не является прерогативой парламента). Участники страхового рынка отвергают любые попытки принятия подобных решений, хотя соглашаются с тем, что Закон требует доработки – в его тексте допущено несколько смысловых ошибок, которые существенно усложняют работу по предоставлению данного вида услуг. Впрочем, на обсуждение в парламенте на 1 – 4 марта ни один из законопроектов не вынесен.

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича