КАСКО станет доступнее?
Участники страхового рынка предполагают, что если все автовладельцы застрахуют свою гражданско-правовую ответственность, полисы КАСКО подешевеют.
Участники страхового рынка предполагают, что если все автовладельцы застрахуют свою гражданско-правовую ответственность, полисы КАСКО подешевеют. |
Страхование автотранспортных средств КАСКО и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) покрывают схожие риски.
КАСКО и ОСГПО: что общего?
Автовладелец, застраховавший свою машину по КАСКО, обезопасит ее от повреждений, возникших в результате ДТП, пожара, противоправных действий третьих лиц, а также угона. Полис ОСГПО предполагает защиту потерпевшего в случае ДТП. Таким образом, риски по этим двум видам страхования отчасти пересекаются. Правда, если в ДТП попадет оформивший полис ОСГПО, то страховщик выплатит возмещение не ему, а третьему лицу (пострадавшему). А владелец договора КАСКО сам получит возмещение ущерба, нанесенного его машине, независимо от того, будет ли он виновником или пострадавшим в ДТП. Теперь предположим, что в ДТП попали два водителя, застрахованных в одной компании, но автовладелец «А» оформил полис ОСГПО, а «В» – КАСКО. Если виновником аварии оказался «А», то страховая компания должна выплатить «В» возмещение, покрывающее ущерб по ремонту его автомобиля. Но машина, принадлежащая «В», застрахована по КАСКО, а это значит, что страховщик заплатит за ее ремонт в любом случае. Поскольку страховая компания должна выплатить возмещение по ОСГПО, то второй раз за то же авто она платить не будет. Таким образом, сумма выплаты по ДТП для страховщика в данном случае уменьшилась. Если же виновник и пострадавший будут застрахованы в разных СК, то возмещение, полученное владельцем полиса КАСКО (если он является пострадавшим), покроет другой страховщик, клиент которого оформил ОСГПО. Из этого следует, что страховщики не будут платить за одно ДТП дважды, то есть риск ущерба по авариям значительно уменьшится. А именно риски по ДТП наиболее существенно влияют на стоимость договора полиса КАСКО. Заместитель генерального директора СК «Лемма» Сергей Парфенюк говорит: «Таким образом, стоимость полиса КАСКО может снизиться на 30 – 35%. Но это произойдет не раньше 2006 года и только в том случае, если обязательным страхованием будут охвачены практически все владельцы транспортных средств в Украине».
| |
Зачем нужно КАСКО?
На первый взгляд кажется, что если все участники ДТП будут застрахованы, то потребность в КАСКО для законопослушных и безаварийных водителей отпадет. На самом деле это не так. Данный вид страхования защищает от многих других рисков – угона, противоправных действий третьих лиц, пожара, стихийных бедствий и т.д. Возможно, компании будут предлагать застраховать эти риски отдельно, по гораздо более привлекательным ценам. Если владелец этого полиса все-таки стал виновником ДТП, то ему как застрахованному только по ОСГПО такое возмещение не положено. Еще один аспект – КАСКО является обязательным видом страхования при получении в банке кредита на покупку автомобиля. Такой договор дает банку гарантию, что в случае повреждения или угона машины кредитные деньги будут возвращены.
Сегодня при продаже полисов КАСКО предлагается ряд дополнительных услуг – помощь в эвакуации, гарантированный выезд к месту ДТП аварийного комиссара, технический ассистанс, информационные и юридические услуги при судебных разбирательствах. При оформлении договора ОСГПО страховщики тоже предоставляют дополнительные услуги, но чаще всего в меньшем объеме.
Когда договор ОСГПО заключит большинство украинских автовладельцев, многие решат застраховать свою машину и от других рисков, то есть купят полис КАСКО. А владелец, имеющий оба этих договора, будет спокоен не только за свой автомобиль, но и за последствия, вызванные неосторожными действиями по отношению к третьим лицам.
Страховщики готовы
Страховой рынок Украины полностью готов к введению обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО), сообщил президент Моторно-транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин. По его словам, на сегодня профинансировано изготовление 8 млн. полисов, из них 3 млн. уже розданы страховщикам. При МТСБУ сформирован фонд защиты потерпевших в размере 7 млн. грн. Разработаны и действуют все подзаконные акты, необходимые для осуществления данного вида страхования. Как сообщил директор департамента внутреннего страхования МТСБУ Иван Гуминский, по предварительным данным, страховщики уже реализовали 100 тыс. полисов. Создана сеть филиалов страховых компаний и аварийных комиссаров, привлечены более 10 тыс. страховых агентов. «Поэтому, – отметил Гуминский, – перенесение сроков введения ответственности за отсутствие полиса негативно отразится не только на деятельности рынка, но и на судьбах пострадавших в ДТП».
«Зеленая Карта» под угрозой?
В Верховной Раде Украины зарегистрировано 5 законопроектов, которые предусматривают существенные изменения в Законе «Об обязательном гражданско-правовом страховании…». Благодаря принятию этого закона Украина после шести лет условного членства 1 января 2005 года стала постоянным полноправным членом международной системы автострахования «Зеленая Карта». Моторное Бюро в своем заявлении к парламентариям предупреждает, что принятие любого из законопроектов, отменяющих обязательность или устанавливающих новые сроки вступления закона в силу, разрушит механизм защиты прав и интересов пострадавших в ДТП, замедлит евроинтеграционные процессы, отрицательно повлияет на инвестиционную привлекательность нашего государства. Кроме того, вполне возможно также прекращение членства Украины в международной системе «Зеленая Карта», что причинит стране прямые убытки и не позволит нашим согражданам свободно путешествовать на автомобилях по странам Европы.