X

Закон на дороге: Отменим медосмотры?

Во многих странах такой процедуры, как медосмотр водителей, не существует.

В ходе подгонки отечественного законодательства к европейскому хотелось бы избавиться от данного архаизма, еще в большей степени способствующего коррупции.

Отечественным автомобилис­там, наверное, даже сложно представить, что во многих зарубежных странах медосмотр водителей как таковой отсутствует (см. табл.). Во Франции, например, перед экзаменом на получение прав будущему водителю нужно заполнить декларацию о том, что он не страдает заболеваниями, несовмес­тимыми с вождением. Дополнительные медпроверки не проводятся. Если же впоследствии выяснится, что он указал ложные данные о здо­ровье, его лишат прав. Указавшего в декларации проблемы со здоровьем осматривает врач и в случае необходимости направляет его на консультацию к узкопрофильному специалис­ту. В зависимости от серь­езности заболевания впоследствии могут выдать права с ограниченным сроком действия (от 6 месяцев до 5 лет).

Если в советские времена медосмотр действительно был серьезной процедурой, на прохождение которой можно было потратить не один день и где к оценке здоровья подходили ответственно, то сегодня это – чис­то коррупционная схема, представляющая собой банальную покупку заветной «справки» об отсутствии проблем, мешающих управлять транспортным средством. Причем благодаря такому «рыночному» подходу к решению проблемы с легкой руки недобросовестных медиков-коммерсантов добро на вождение получают даже те люди, которым в действительности ездить за рулем небезопасно.

Если мы сообща хотим построить новую страну, привести ее к современным европейским стандартам и побороть глобальную коррупцию, то надо признать, что медосмотры в нынешнем виде неприемлемы!

Проще и прозрачнее

В ходе подготовки к Общенациональному форуму по вопросам безопасности движения, который про­йдет в июне 2014 года (см. «АЦ»’22), украинские эксперты, помимо прочего, также готовят предложения по поводу реформирования медицинской сис­темы в сфере дорожного движения.

В частности, есть идея заменить медосмотры для частников получением компетентного заключения по поводу здоровья водителя у одного врача – семейного (см. мнение). Но оставить их для профессионалов, водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы. А эксперты «Автоцентра» предложили позаимствовать зарубежный опыт и отказаться от медкомиссий для частников, внедрив вместо них персональную ответственность – административную или уголовную за управление авто при наличии болезней, препятствующих безопасному вождению.

Кроме того, соответствующие специалисты готовят изменения еще в одной важной области – проведении наркологических проверок водителей на предмет опьянения. Это достаточно проблемная сфера, и те водители, которым приходилось сталкиваться с проверками на трезвость, хорошо знают, насколько она коррумпирована и как сложно провести альтернативную проверку. Ведь согласно действующему законодательству пройти независимый осмотр можно далеко не во всех больницах, а только в мед­учреждениях, уполномоченных областными управлениями Минздрава Украины. Узнать список подобных заведений практически нереально, а тем более ночью, когда чаще всего проводятся проверки на опьянение. Усугубляет ситуацию и то, что по закону водитель должен пройти альтернативную проверку в течение 2 часов с момента возникновения прецедента со стражами порядка. На практике это нередко оборачивается необос­нованными обвинениями водителей в управлении ТС подшофе и провоцирует возникновение коррупции или незаконное лишения прав. Ввиду этого медицинские специалисты предлагают на официальном уровне провести легализацию и расширение количества медучреждений, способных проводить наркологические осмотры, а также сделать список данных заведений открытым и общедоступным.

Поддержка общества

Какие из идей по реформированию медицинской системы в сфере дорожного движения получат большую поддержку во время проведения Общенационального форума по безопасности движения, мы узнаем уже скоро. Но после этого потребуется получить одобрение у чиновников Минздрава и народных избранников. И здесь нелишним будет голос общественности, который поможет убедить их в том, что данная система, как и большинство отраслей нашей страны, требует неотложного и кардинального реформирования и приведения к мировым стандартам.

Мировая практика медосмотров водителей

 

Инна Олефиренко Председатель Правления Всеукраинской общественной ассоциации «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения».

В Украине медкомиссии водителей находятся в кризисном состоянии и плохо приспособлены к тому, чтобы в нынешних условиях адекватно реагировать на потребности населения. Украинские общест­венные эксперты предлагают две концепции реформирования данной системы. Первая – отмена прохождения медкомиссий для частников вообще и повышение персональной ответственности, а именно: внесение изменений в административное и уголовное законодательство. Вторая – замена медкомиссий заключением одного семейного врача. Преимущества очевидны: персонификация ответственности, в том числе и уголовной, беспрерывность наблюдения за состоянием здоровья. Такой подход не только упростит процедуру прохождения медицинских осмотров, но и оптимизирует затраты времени, средств и человеческих ресурсов. Решение задач реформирования медкомиссий предусматривает также изменения в перечне заболеваний и пороков, при наличии которых запрещается управлять транспортом.