Во многих странах такой процедуры, как медосмотр водителей, не существует.
Отечественным автомобилистам, наверное, даже сложно представить, что во многих зарубежных странах медосмотр водителей как таковой отсутствует (см. табл.). Во Франции, например, перед экзаменом на получение прав будущему водителю нужно заполнить декларацию о том, что он не страдает заболеваниями, несовместимыми с вождением. Дополнительные медпроверки не проводятся. Если же впоследствии выяснится, что он указал ложные данные о здоровье, его лишат прав. Указавшего в декларации проблемы со здоровьем осматривает врач и в случае необходимости направляет его на консультацию к узкопрофильному специалисту. В зависимости от серьезности заболевания впоследствии могут выдать права с ограниченным сроком действия (от 6 месяцев до 5 лет).
Если в советские времена медосмотр действительно был серьезной процедурой, на прохождение которой можно было потратить не один день и где к оценке здоровья подходили ответственно, то сегодня это – чисто коррупционная схема, представляющая собой банальную покупку заветной «справки» об отсутствии проблем, мешающих управлять транспортным средством. Причем благодаря такому «рыночному» подходу к решению проблемы с легкой руки недобросовестных медиков-коммерсантов добро на вождение получают даже те люди, которым в действительности ездить за рулем небезопасно.
Если мы сообща хотим построить новую страну, привести ее к современным европейским стандартам и побороть глобальную коррупцию, то надо признать, что медосмотры в нынешнем виде неприемлемы!
Проще и прозрачнее
В ходе подготовки к Общенациональному форуму по вопросам безопасности движения, который пройдет в июне 2014 года (см. «АЦ»’22), украинские эксперты, помимо прочего, также готовят предложения по поводу реформирования медицинской системы в сфере дорожного движения.
В частности, есть идея заменить медосмотры для частников получением компетентного заключения по поводу здоровья водителя у одного врача – семейного (см. мнение). Но оставить их для профессионалов, водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы. А эксперты «Автоцентра» предложили позаимствовать зарубежный опыт и отказаться от медкомиссий для частников, внедрив вместо них персональную ответственность – административную или уголовную за управление авто при наличии болезней, препятствующих безопасному вождению.
Кроме того, соответствующие специалисты готовят изменения еще в одной важной области – проведении наркологических проверок водителей на предмет опьянения. Это достаточно проблемная сфера, и те водители, которым приходилось сталкиваться с проверками на трезвость, хорошо знают, насколько она коррумпирована и как сложно провести альтернативную проверку. Ведь согласно действующему законодательству пройти независимый осмотр можно далеко не во всех больницах, а только в медучреждениях, уполномоченных областными управлениями Минздрава Украины. Узнать список подобных заведений практически нереально, а тем более ночью, когда чаще всего проводятся проверки на опьянение. Усугубляет ситуацию и то, что по закону водитель должен пройти альтернативную проверку в течение 2 часов с момента возникновения прецедента со стражами порядка. На практике это нередко оборачивается необоснованными обвинениями водителей в управлении ТС подшофе и провоцирует возникновение коррупции или незаконное лишения прав. Ввиду этого медицинские специалисты предлагают на официальном уровне провести легализацию и расширение количества медучреждений, способных проводить наркологические осмотры, а также сделать список данных заведений открытым и общедоступным.
Поддержка общества
Какие из идей по реформированию медицинской системы в сфере дорожного движения получат большую поддержку во время проведения Общенационального форума по безопасности движения, мы узнаем уже скоро. Но после этого потребуется получить одобрение у чиновников Минздрава и народных избранников. И здесь нелишним будет голос общественности, который поможет убедить их в том, что данная система, как и большинство отраслей нашей страны, требует неотложного и кардинального реформирования и приведения к мировым стандартам.
Мировая практика медосмотров водителей
Инна Олефиренко Председатель Правления Всеукраинской общественной ассоциации «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения». В Украине медкомиссии водителей находятся в кризисном состоянии и плохо приспособлены к тому, чтобы в нынешних условиях адекватно реагировать на потребности населения. Украинские общественные эксперты предлагают две концепции реформирования данной системы. Первая – отмена прохождения медкомиссий для частников вообще и повышение персональной ответственности, а именно: внесение изменений в административное и уголовное законодательство. Вторая – замена медкомиссий заключением одного семейного врача. Преимущества очевидны: персонификация ответственности, в том числе и уголовной, беспрерывность наблюдения за состоянием здоровья. Такой подход не только упростит процедуру прохождения медицинских осмотров, но и оптимизирует затраты времени, средств и человеческих ресурсов. Решение задач реформирования медкомиссий предусматривает также изменения в перечне заболеваний и пороков, при наличии которых запрещается управлять транспортом.