ГАИ официально сообщила о том, что сейчас ее сотрудникам запрещено беспричинно останавливать транспортные средства. Более того – все основания для остановки строго выписаны 12 пунктами закона «О милиции».
Как сообщили нам в Управлении ГАИ на сегодняшний день все поводы для остановки транспортного средства сотрудниками Госавтоинспекции четко задекларированы в пункте 21-1 статьи 11 Закона Украины «О милиции». Всего их – 12 (см. ниже). Хотя каких-либо существенные новшества не были введены – просто ранее причины для остановки были расписаны в разных нормативных документах (законах Украины, внутриведомственных приказах и пр.). Теперь же, их собрали воедино и внесли в один закон. Из прежних поводов убрали лишь один – «движение ТС вызывает сомнение в способности водителя безопасно управлять им». Поскольку он явно вытекал из субъективного мнения работника ГАИ и в некоторых случаях оказывался безосновательным.
В УГАИ также отметили, что не допускаются остановки ТС для проверки их техсостояния при отсутствии явных признаков их технической неисправности (а таковыми являются, например, не горящая в ночное время одна из фар, повышенная дымность выхлопа, не работающие в дождь «дворники» и т.п.).
Согласно пункту 21-1 статьи 11 Закона Украины «О милиции» работник ГАИ должен обязательно сообщить водителю о причине остановки транспортного средства и суть совершенного правонарушения.
1. Нарушение правил дорожного движения водителями;
2. Отсутствие номерного знака на транспортном средстве или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20-ти метров;
3. Наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства;
4. Наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
5. Пребывание транспортного средства в розыске;
6. Наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;
7. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
8. Необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции, или как свидетеля для оформления протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
9. Проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство;
10. Выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами;
11. Если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
12. Нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.