Утилизация автомобилей, которая уже использовалась российскими властями для поддержки отечественных производителей, может снова стать протекционистской мерой. Размер утилизационного сбора, который правительство предлагает взимать с импортеров автомобилей, будет таким, что «не позволит подержанным автомобилям вновь в большом количестве поступать» на территорию Таможенного союза.
Как считают аналитики, внедрение утилизационного сбора ударит по импортерам подержанной техники, китайским автопроизводителям, в первую очередь грузовиков, у которых нет широкой дилерской сети, и самым дорогим премиальным брендам. Однако участники рынка полагают, что для премиальных брендов будет выгоднее открыть дополнительные представительства в регионах или заключить новые дилерские соглашения, чем выплачивать сбор. По мнению экспертов, утилизационный сбор, скорее всего, не будет противоречить нормам ВТО, поскольку преподносится как экологическая мера.
По предварительным оценкам, поступления в бюджет от внедрения утилизационных сборов только по легковым и легким коммерческим автомобилям составят не менее 71,5 млрд. рублей в год. Деньги, в частности, будут направлены на формирование фонда, из которого будет финансироваться создание утилизационной инфраструктуры, на начальном этапе способной перерабатывать 1,5 млн. единиц техники в год. Но объем инвестиций в создание такой инфраструктуры во всех субъектах России оценивается лишь в 10 млрд. рублей.