X

TOP-10 самых значимых событий 2012 года, связанных с ГАИ

Уходящий год был принес немало новшеств в сфере регулирования движения. В канун Нового Года «Автоцентр» решил сделать рейтинг TOP-10 самых значимых событий, связанных с ГАИ и дорожными законами.

Не заплатил кредит – на штрафплощадку
В январе 2012 года Кабинет Министров Украины принял постановление №54, которым узаконил временное задержание транспортных средств, владельцы которых просрочили оплату кредита банку. Подобные действия проводятся на основании  постановления о розыске ТС, вынесенного госисполнителем на основании ст. 40 Закона Украины «Об исполнительном производстве». Задержание проводят сотрудники ГАИ и доставляют машину должника на штрафплощадку. Возвращается транспорт только по требованию госисполнителя. Если должник самостоятельно «погасит» задолженность – он сможет забрать свой транспорт. Если же исполнительная служба примет решение об оплатном изъятии ТС – тогда оно будет реализовываться на аукционе с целью погашения кредитной задолженности перед банком.

Новые правила регистрации ТС
Постановлением №87 от 13.02. 2012 года Кабмин Украины внес изменения в «Порядок государственной регистрации ТС». Теперь ГАИ запретили:
– требовать с владельцев ТС проводить при регистрации в МРЭО оценку стоимости транспорта;
– в обязательном порядке проводить процедуру экспертного исследования ТС – теперь она является добровольной и проводится по письменному заявлению хозяина транспорта;
– при регистрации подержанных ТС выдавать временные техпаспорта на 3 месяца (сразу же должны выдаваться постоянные техпаспорта);
– восстанавливать утерянный техпаспорт при получении ТС в наследство;
– обязательное получение временного техпаспорта на время поездки заграницу лицами, не являющимися владельцем транспорта.
Кроме того, теперь владельцы ТС могут зарегистрировать или перерегистрировать его в любом МРЭО Украины независимо от места своей регистрации, жительства или региона регистрации ТС.
Если ТС перерегистрируется в одном регионе, новый владелец может сэкономить на приобретении номерного знака – при желании можно оставить старый номер, на котором транспорт эксплуатировался ранее.
Предусмотрена возможность прямой перерегистрации транспортного средства с одного владельца на другого при его отчуждении. То есть прежним владельцам ТС уже не нужно снимать их с учета в ГАИ для оформления продажи. Хотя на практике это не работает – согласно законодательству, действующему в сфере предоставления нотариальных услугу и ведения торговли ТС, нотариусы не выдают договоры-купли продажи, а комиссионные магазины – справки-счета на ТС, которые не сняты с учета в ГАИ.

Система видеонаблюдения в патрульках ГАИ
В 2012 году некоторые патрульные автомобили дорожно-патрульной службы ГАИ оснастили системой видеонаблюдения. Это оборудование предназначено для фиксации большинства видов нарушений ПДД – проезд на запрещающий сигнал светофора, разворот через осевую, парковка в запрещенном месте, непредставление преимущества пешеходам на переходах и т.п. Не способны камеры только измерять и фиксировать превышения скорости движения. Применение системы видеонаблюдения позволит работникам ГАИ легко доказать водителю факт нарушения ПДД – ведь оно отснято на видео и его можно просмотреть на мониторе, установленном в «патрульке».

Новые штрафы за нарушения ПДД
В начале 2012 года были повышены штрафы за некоторые нарушения ПДД. Наиболее ощутимое – в 50 (!) раз – за несанкционированное использование мигалок и сигналов (штраф 42,5-51 тыс. грн и обязательная конфискация специальных звуковых и световых сигнальных приборов). При этом гаишники вправе запретить эксплуатацию таких ТС до демонтажа сигнальных приборов.
Повышен также штраф за нарушение правил парковки и движения по полосам, предназначенным для движения общественного транспорта – за подобное прегрешение теперь придется выложить от 510 до 680 грн.

В июне законодатели повысили ответственность водителей за нарушения правил проезда железнодорожных переездов , предусмотрели новый вид взыскания – оплатное изъятие ТС (изъятие, его продажа и возвращение денежных средств бывшему хозяину) и впервые в практике разделили степень ответственности в зависимости от категории водителей – строже всего наказываются водителей транспортных средств (ТС), перевозящих пассажиров и опасные грузы. За выезд на переезд, когда движение через него запрещено водителям, перевозящим пассажиров и опасные грузы, грозит лишение прав на 1-3 года или админарест на 10-15 суток (ч. 3 ст. 123 КоАП). Если подобное нарушение допустили водители других ТС – их ждет штраф 850-1190 грн, или лишение прав на 6-12 месяцев, или админарест на 7-10 суток (ч. 2 ст. 123 КоАП). Вместе с любым из вышеперечисленных видов взысканий может применяться оплатное изъятие ТС у его владельца.

Изменения в ПДД
Изменения в Правила дорожного движения были внесены на основании постановления Кабмина №668 от 18 июля 2012 года. Новшествами расширен перечень причин, при которых разрешено вводить дополнительные ограничения скорости движения. Теперь таковые могут вводиться временно и постоянно. При этом вместе с дорожными знаками, ограничивающими скорость движения, должны быть установлены знаки, информирующими о характере опасности или о приближении к соответствующему объекту.

Уточнен порядка применения дорожного знака 3.41 «Контроль», запрещающего проезд без остановки перед различными контрольными пунктами. Теперь данный знак должен применяться только при условии обязательного поэтапного снижения скорости движения путем заблаговременной установки необходимого количества знаков, ограничивающих максимальную скорость.

Включить и выключить «мигалки»
С июля 2012 года вступил в силу приказ МВД №524, обязавший работников ГАИ ездить на патрульных автомобилях с включенными маячками синего цвета не только на автотрассах, но и в городе.  Данный тактический способ применялся с целью «профілактики та попередження порушень ПДР під час забезпечення безпеки дорожнього руху на вулично-дорожній мережі».

Но, спустя, 4 месяца появляется новый приказ МВД №1009, который отменяет  обязательное использование проблесковых маячков синего цвета во время движения патрульных автомобилей в потоке транспорта. С 14 декабря 2012 года «патрульки» уже могут ездить без включения «мигалок».

Новое оружие против лихачей
ГАИ начала применять новые комплексные приборы для фиксации превышения скорости «Гарпун». Радар, стационарно установленный на дороге в антивандальном боксе, фиксирует превышение скорости и посредством канала GSM передает фотофакт нарушения к гаишникам, которые стоят на определенном удалении от прибора. Затем, ничего не подозревающего водителя останавливают гаишники и предъявляют ему фотодоказательство нарушения. Первые комплексы «Гарпун» уже размещены на Одесской трассе. Антивандальных боксов, которые размещаются на аварийно-опасных участках дорог, значительно больше, чем приборов и лихачи не знают, в каком из них установлен радар. Это заставляет водителей во всех опасных местах, уменьшать скорость до нужной отметки.

ГАИ откажется от «фенов»
ГАИ отказывается от использования в своей работе «фенов» – устаревших радаров, не имеющих функций фото- или видеофиксации нарушений. Данное требование к службе выдвинул министр МВД Виталий Захарченко, а руководство ГАИ отрапортовало, что готово перейти к применению новой техники уже с начала 2013 года. Таким образом, канут в Лето радиолокационные измерители скорости «Беркут», «Искра», «Радис» и «Сокол».

Вместо них ГАИ будет контролировать скорость движения с помощью современных приборов. Приказом МВД №33 к применению на территории Украины допущены следующие радары, оснащенные функциями фото- или видеофиксации: «Визир», «Арена», «Рапира» и «TruCam». В своей работе ГАИ использует пока два радара – скандально известный «Визир» и «TruCam». Комплексный прибор «Гарпун» создан на базе того же «TruCam», который работает с дополнительным оборудованием, позволяющим дистанционного задействовать радар и передавать зафиксированные данные посредством канала GSM.

Сбор в Пенсионный фонд и госпошлина
С 3 декабря 2012 года изменен порядок оплаты сбора в пенсионный фонд при покупке транспортных средств. Теперь данный налог будут платить не все – только при первой регистрации транспорта в Украине (новые транспортные средства, а также новые и подержанные, которые ставятся на учет  в нашей стране впервые). А вот при перепродаже «бэушных» автомобилей, которые уже стояли на учете в ГАИ, новым владельцам уже не нужно платить данный налог. Для компенсации потерь в госбюджет ставки сбора в пенсионный фонд были повышены с 3% до 3-5 в зависимости от цены транспортного средства. По закону стоимость транспорта отныне измеряется в прожиточных минимумах для работоспособных лиц – ПМДРЛ.

Уменьшена также ставка госпошлины при оформлении договора купли-продажи ТС у нотариуса (данный документ наравне со справкой-счетом является официальным подтверждением процедуры отчуждения транспорта). Отныне госпошлина действует в виде платежа в размере 1 необлагаемого минимума доходов граждан (17 грн.) – если ТС продается детям, одному из супругов или родителей владельца или 5 НМДГ (85 грн.) – для всех остальных лиц. Ранее данный налог представлял собой процентную ставку от рыночной стоимости ТС – 1% (для близких родственников владельца) и 5% (для всех остальных лиц). А это в большинстве своем были суммы на порядок выше.

Единая база ГАИ
В конце 2012 года ГАИ начала повсеместно подключать областные базы данных к  Национальной автоматизированной информационной системе (НАИС). Она объединит в себе все имеющиеся у ГАИ базы данных «Автомобиль», «Розыск», «Интерпол», «Номерной знак», «Водительское удостоверение» и пр.
НАИС в отличие от прежних баз данных – одноуровневая. То есть, например, если инспектор вносит информацию о регистрации ТС – она сразу попадает в центральный сервер Департамента ГАИ МВД Украины. Ранее информация сначала попадала в региональную и только после – в центральную. Ввиду этой многоуровневой цепочки возможны были злоупотребления со стороны нерадивых сотрудников или внешних источников. Благодаря одноуровневой системе и присвоении каждой информации персонального кода, можно будет легко проследить – кто ответственен за ее внесение в НАИС. Новая система позволит сотрудникам ГАИ получить всю необходимую информацию о любом автомобиле, зарегистрированном в Украине, и его водителе, а также проводить любые регистрационные операции с ТС и документами независимо от места регистрации транспорта или водителя.