Уходящий год был принес немало новшеств в сфере регулирования дорожного движения и деятельности нашей ГАИ. «Автоцентр» внимательно следил за всем происходящим и в канун Нового Года решил сделать рейтинг TOP-10 самых значимых событий, связанных с ГАИ и дорожными законами.
Информацию о происшедших событиях мы расположили в порядке значимости и важности для отечественных автомобилистов.
Отмена техосмотра и лишних документов
В июле 2011 года произошло знаменательное и поистине революционное событие в жизни автомобилистов – был принят закон № 3565-VI от 05.07.2011 года, отменяющий государственный технический осмотр транспортных средств. При этом данный документ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» вступил в силу только в августе. Вместо техосмотра для ТС, использующихся с целью получения прибыли, введен так называемый обязательный технический контроль транспортных средств.
Вышеупомянутым законом также был упрощен порядок использования ТС. В частности для управления чужим авто уже не нужно оформлять нотариальную доверенность – достаточно получить у владельца техпаспорт, а также иметь при себе удостоверение соответствующей категории и страховой полис «автогражданки». Не нужно также водителям иметь при себе также дорожные (маршрутные листы) и документы на перевозимый груз.
Новые ПДД
Новые требования в ПДД были введены согласно постановлению Кабмина Украины №1029 от 26.09. 2011 года. Самые значимые – водители уже не должны передавать свои документы для проверки в руки работникам ГАИ. Теперь их нужно всего лишь предъявить – показывать. Список документов сокращен – водителю нужны права соответствующей категории, техпаспорт и страховка. После остановки гаишником водитель должен включить на своем ТС «аварийку». Отныне водители мопедов и скутеров обязаны ездить только в защитных мотошлемах (ранее это требование касалось только мотоциклистов). При приближении к неподвижному ТС с включенными мигалками синего цвета и звуковым сигналом (либо без него) водитель для начала должен снизить до 40 км/ч, а остановиться – только в случае подачи соответствующего сигнала регулировщика (ранее – нужно было остановиться). Есть и другие новшества.
Отмена талона предупреждений
17 марта 2011 года Верховная Рада приняла закон №7066, которым был отменен талон предупреждений. В частности, была переработана статья 15 закона «О дорожном движении», которая теперь декларирует, что право на управление транспортным средством подтверждается лишь водительским удостоверением с установленным сроком действия. А вот требование иметь при себе еще и талон предупреждений – из этой статьи исключили. Подкорректировали и админответственность за управление ТС без ряда необходимых документов – талон предупреждений также был убран из списка.
Гаишникам запретили «прятаться в куста»
Приказом МВД №131 от 8 апреля 2011 года работникам ГАИ запретили прятаться в кустах – в населенных пунктах они должны нести патрулирование только в местах концентрации ДТП с учетом времени суток, интенсивности движения и видов нарушений, по причине которых происходят аварии. Руководство ГАИ утверждает, что если Если работник ДПС несет службу в неустановленном месте, его ожидает служебное взыскание. Но если при этом водитель таки нарушил ПДД, это не может стать поводом для обжалования штрафа.
Права со сроком годности
С 29 марта 2011 года в Украине начали выдавать водительские удостоверения с ограниченным сроком действия. Данное нововведение были принято в соответствии с требованиями Международной конвенции о дорожном движении. Наше правительство установило беспрецедентно длительный срок действия отечественных прав – 50 лет. Похвалиться подобным термином вряд ли сможет еще какая-то страна участница Международной конвенции о дорожном движении.
Принятие закона о европротоколе
В начале 2011 года был принят закон, упрощающий процедуру оформления легких ДТП – воспользовавшись новым страховым документом – европротоколом, водители могут регистрировать аварии без участия работников ГАИ и при этом виновник происшествия освобождается от административной ответственности. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о дорожно-транспортных происшествиях и выплатах страхового возмещения», предусматривающий использование европротокола, вступил в силу через полгода – 19 сентября 2011 года.
Радары TruCAM и «Арена»: запрет и применение
В марте 2011 года Генпрокуратура запретила ГАИ использовать радары TruCAM и «Арена». Основанием для этого стало то, отсутствие на эти технические средства необходимой разрешительной документации. Спустя четыре месяца (в конце июля) Госавтоинспекция получила на прибор TruCAM экспертный вывод Госспецсвязи Украины и опять вернулась к его применению. В отличие от радара «Визир», использующего радиолокационный принцип работы, TruCAM лазерный прибор. На практике это позволяет избежать ошибок свойственных «Визир» – определение в потоке транспорта скорости движения одного ТС и фиксации на снимке совершенного другого. На сегодняшний день в арсенале Госавтоинспекции насчитывается 137 лазерных радаров.
Регистрация старых скутеров без документов
Благодаря принятию постановления Кабмина №436 от 20 апреля 2011 года в Украине разрешена регистрация «бэушных» мопедов и скутеров без документов. Данным документом были внесены изменения в Порядок регистрации транспортных средств – в частности задекларировано, что первая государственная регистрация мопедов/скутеров, приобретенных до 29 декабря 2009 года, может производиться без представления документов, подтверждающих правомерность их приобретения.
ГАИ вернула стационарные посты
С 10 июня 2011 года Госавтоинспекция возобновила работу 34 стационарных постов на дорогах государственного значения. Напомним, что они были расформированы в бытность бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко. Новые посты отличаются от тех, что были раньше – теперь они оснащены современным оборудованием, позволяющий в автоматическом режиме контролировать проезжающий мимо транспорт и при выявлении проблемных авто или водителей немедленно выдавать стражам порядка данную информацию. Уже в августе 2011 года ГАИ в 2 раза увеличила количество своих постов – теперь их 87 (по несколько в каждом регионе). Отсутствует пост только в одной области – Ивано-Франковской.
«Визир» в движении
С 15 декабря 2011 года ГАИ начала полномасштабное применение нового способа контроля над нарушителями скоростного режима – двигаясь на патрульных автомобилях в потоке транспорта. Скорость контролируется с помощью радара «Визир», технические возможности которого использовать его таким образом. Всего в Украине появилось около 350 «патрулек», способных контролировать скорость движения в потоке. Руководство ГАИ уверено, что новый способ контроля принесет положительный эффект. Ведь водители в основном превышают скорость на участках дорог вне стационарных постов ГАИ, где их никто не контролирует. Теперь же, поскольку водители не будут знать точно, когда и на каких участках дороги их нарушение будут фиксировать, автолюбителям придется более ответственно отнестись к требованиям ПДД.