Однозначно - действующая ныне в Украине процедура проведения техосмотра будет изменена, тем более, что на этом лично настоял президент Украины Виктор Янукович. На сегодняшний день уже есть как минимум три разных проекта нового порядка ТО.
Один из проектов – уже нашумевший документ, подготовленный Госкомпредпринимательством при активном участии его главы – Михаила Бродского. Как сообщает пресс-служба госкомитета, данный законопроект уже направлен в Кабинет министров Украины. Он предусматривает передачу процедуры проведения техосмотра автомобилей от ГАИ к бизнесу. Техсостояние авто будут проверять сертифицированные диагностические станции. Они же будут выдавать протоколы прохождения проверки и талоны ТО, если авто будет исправным. Данные о проведении проверки станция должна отправлять МВД в электронном виде не позднее следующего дня после ее проведения.
Ноу-хау проекта Госкомпредпринимательства – вся процедура проверки техсостояния должна сниматься на фото и видео, а информация храниться не менее 3 лет. За умышленное уничтожение или не сохранение материалов фиксации процесса проверки в течение установленного срока – штраф от 850 до 1700 грн.
Кроме того, вышеупомянутым законопроектом предлагается отменить нотариальные доверенности на право управления – ездить на чужом авто можно будет на основании письменного разрешения хозяина авто, заверенного его подписью.
Еще один проект подготовлен Всеукраинской Ассоциацией автоимпортеров и дилеров (ВААИД). Он также предусматривает передачу функций по проведению техосмотра от ГАИ к станциям диагностики, которые и будут выдавать талоны ТО. При этом наличие медсправки и полиса ОСАГО проверяться не будет. Стоимость техосмотра составит 80-200 грн., в зависимости от особенностей и класса авто (ведь диагностика ВАЗ отличается от диагностики Lexus). Пресс-служба ассоциации сообщает, что 14 января ВААИД направил свои предложения по реформированию ТО в Администрацию Президента и МВД.
По нашему мнению проект ассоциации более основательный и в нем больше важной конкретики. В частности, кроме самой процедуры ТО и требованиям к станциям диагностики прописаны также и сроки прохождения ТО. Предлагается, что автомобили частных лиц до 3-х лет вообще не подлежат техническому контролю. Авто от 3 до 15 лет проверяются раз в два года, а старше 15 лет – ежегодно. Автомобили юридических лиц и грузовики полной массой до 3,5 т и возрастом старше 2 лет проверяются ежегодно. Автобусы, такси, авто, перевозящие опасные грузы – раз в полгода.
В ассоциации считают, что предложение Госкомпредпринимательства проводить фото- и видеофиксацию контроля, а затем хранить эти записи 3 года – лишние затраты, которые ничего не меняют. Видеосъемка, во-первых, не является доказательством исправности автомобиля или отсутствия поломок, а всего лишь доказательством присутствия авто на СТО, а во-вторых, такая норма существенно повысит себестоимость диагностики (предполагает новые штатные должности: системный администратор, видео-оператор, стоимость хранения отснятого материала и пр.).
Третий проект подготовлен ГАИ. Однако узнать о нем какие-либо подробности нам не удалось. По неофициальной информации наших источников из МВД, в министерстве с одинаковой серьезностью рассматриваются все полученные проекты изменений. Главное – выбрать наиболее удачный, и в полной мере продуманный.