Сколько жизней стоит автокресло для перевозки детей?
Такой подход логичен, и лишь на первый взгляд выглядит необычным: он относится не к конкретному человеку-владельцу, а ко всему социуму, членом которого является его пользователь. И если уж говорить о автокреслах для перевозки детей, которые многие считают излишеством, то полезно спросить себя: «А сколько жизней и судеб спасли эти «излишества» в Украине, России, Европе, мире в целом? Во что обходится человечеству их использование? И можно ли без них обойтись?».
Отвечать на поставленные вопросы начнем издалека. Прежде всего, стоит отметить, что для общества «стоимость в жизнях» таких товаров зависит от нескольких независимых факторов. Самый очевидный, лежащий на поверхности, – их потребительские характеристики, которые постоянно совершенствуются конструкторами. Это справедливо и для бронежилетов разных классов защиты, для мотошлемов, детских автокресел. Применяются новые материала и совершенствуются конструкции. Второй – поведенческий фактор. Это адекватность и правильность использования данного товара. Не секрет, что люди часто используют защиту небрежно или неверно, то есть не так, как предусмотрели разработчики. А ведь неправильно закрепленное автокресло для перевозки детей (шлем и бронежилет) значительно снижают их защитную эффективность. Третий – социально-психологический фактор. Он описывает отношение всего социума к применению подобных товаров. Применение может быть законодательно предписано, как обязательное для всех – автокресла для перевозки детей в машине в странах Евросоюза, добровольное – как в Украине. Насколько осознанно и ответственно их используют люди? Вспомним о мотоциклистах, ездящих без шлемов, но в банданах, или дачниках, или лакокрасочниках, часто работающих без респираторов с ядохимикатами и растворителями.
Однако влияние этого фактора наиболее значимо у отечественных водителей, ведь они рискуют не только своими жизнями, но и пассажирскими. А в случае пассажиров-детей – и судьбами маленьких граждан, обрекая их своими необдуманными поступками на инвалидность или смерть! Свежий пример. Новость, выложенная на сайте Управления ГАИ МВД Украины, которая повергает в шок. Электропоезд «Здолбунів – Ковель» на переезде у села Рожище (Волынская обл.) зацепил авто «Skoda Felicia I LX», 49-летний водитель которого за попытку проскочить перед поездом заплатил жизнью 2-х своих детей – 15-лет и 4 месяцев. Оба взрослых остались живы, и даже автомобиль (судя по фото) подлежит восстановлению, но непонятно главное – «Это насколько нужно быть безответственным, чтобы так рискнуть детскими жизнями, пытаясь сэкономить время?». А ведь в авто было двое взрослых. Значит у пассажира была возможность удержать водителя от опасного поступка?
Согласитесь, была возможность только в том случае, если бы пассажир осознавал опасность и чувствовал ответственность за жизнь детей! Об этом нужно помнить, каждому прочитавшему эту новость. Помнить и корректировать свое поведение в автомобиле, перевозящем детей. Чтобы подобное не повторилось с теми детьми, которые находятся в зоне вашей ответственности. И это будет лучшим, что мы сможем сделать в память погибшим. Их гибель не должна остаться бессмысленной. Ведь чем выше ответственность родителей (и водителей!), тем меньше будет и таких случаев, как под Немировым. Там водитель ВАЗ-2115 (с женой и 2-мя детьми в салоне) во время обгона зацепил попутный минивен Mercedes с 5 детьми в салоне (от 6 до 12 лет), и выбросил его на Ford, ехавший по встречной полосе. В результате жена виновника аварии (который погиб) с 3-х летним ребенком погибли на месте. Старшего ребенка спасли из горящего ВАЗ-2115, а из 5 детей – пассажиров Mercedes, один умер от травм в больнице, остальные находятся в больнице на излечении.
И в этом случае дети – жертвы ДТП, по данным ГАИ, перевозились без детских автокресел.
Конечно, два случая – не повод для обобщений. Обобщения и выводы можно делать только на основе анализа всех данных, которые, так или иначе, отражаются в статистике дорожно-транспортных происшествий и травматизма.
И здесь в пользу автокресел для перевозки детей красноречиво свидетельствует статистика, накопленная Ассоциацией страховщиков Германии и дорожной полицией этой страны. В частности, с момента введения в 1993 г. штрафов за перевозку детей без автокресел, (на сегодня равного 40 евро) смертность детей-пассажиров, ставших участниками ДТП, упала на 75%, а травматизм снизился на 57% (за период в 15 лет по конец 2007 г). При этом значительно снизилось число случаев перевозки детей без автокресел, хотя они все же случаются.
Можно ли считать широкое использование автокресел главной причиной снижения смертности и травматизма детей? Ответ на этот вопрос дают цифры в Табл.1., приведенной в исследовании страховщиков Германии, которые сопоставили два ряда цифр – процент случаев перевозки детей без автокресел, определяемый выборочной проверкой машин, и показатели гибели и травматизма детей за год, полученные по отчетам дорожной полиции. Ведь данные полиции всех стран Европы показывают, что именно ДТП при поездке в автомобиле является наиболее опасным для жизни ребенка видом ДТП! А совсем не те ДТП, которые происходят с участием велосипедистов или пешеходов.
Итак, из Табл. 1 видно, что число погибших и серьезно травмированных в ДТП детей-пассажиров (данные полиции) снижалось на протяжении ряда лет, и параллельно снижался процент детей-пассажиров, перевозимых без автокресел (данные исследования). Логично предположить, что именно распространение в обществе привычки использовать автокресла для перевозки детей привело к снижению числа смертей и травм среди детей-пассажиров, попавших в ДТП. (В свое время подобные расчеты проводились во время введения в широкий обиход ремней безопасности для пассажиров).
Математические расчеты по данным Табл. 1. показывают, что для детей-пассажиров, попавших в ДТП в Германии, смертность на 88% а травматизм на 90% определяются тем, насколько в обществе распространена привычка к перевозке детей в автокреслах. Это – главный фактор. Остальные факторы – правильность крепления кресел, техническое совершенствование, изменение скоростных режимов (новыми штрафами), увеличение парка машин или частоты поездок – в сумме набирают 10-12%. Увеличение этой привычки (а точнее – числа случаев перевозки в автокрелах) всего на 1% спасает дополнительно 7,3921 жизнь, и защищает от серьезных травм и инвалидности 120,65 детей в год! Эти цифры и есть той «стоимостью» для общества автокресел, которая выражается не в деньгах, а в «жизнях» и «травмах».
Табл. 1. Зависимость травматизма и смертности детей-пассажиров автомобилей, попавших в ДТП в Германии, от распространенности детских автокресел (при выборочной проверке)
Еще одно «математическое» следствие – даже 100% использование детских кресел в каждой перевозке ребенка (что практически не реализуемо) не снизит до нуля количество смертей и травм в ДТП, поскольку не убирает все факторы, влияющие на травматизм. Однако можно рассчитать до какого уровня они снизятся – 72 погибших и 1469 травмированных. Для страховых компаний это важно, ведь они могут прогнозировать уровень выплат по страховкам своих маленьких клиентов, которые пользуются автокреслами. Также это важно и для служб социального обеспечения, здравоохранения и т.д.
Анализ статистики ДТП позволяет это сделать без знаний о том, сколько кресел у водителей, какие они и как применяют их – через раз или постоянно. Опосредовано учитывается психологию населения всей страны, особенности вождения автомобилей, их парк, состояние дорог и строгость дорожной полиции.
Заметим, что исследования по применению населением автокресел для перевозки детей проводятся страховщиками Германии регулярно в течение 15 лет, которые доступны для всех. При этом, как наиболее заинтересованные участники рынка, немецкие страховщики выявили массу поведенческих факторов своих сограждан, влияющих на степень безопасности детей (а значит и выплаты по страховкам), которые они отразили в специальном руководстве для водителей, перевозящих детей.
– А что же Украина? – задаст вопрос Читатель, и будет прав. К сожалению, ничего. Полное отсутствие достоверной информации, на основании которой можно сделать выводы. Более того, из-за низкой распространенности детских автокресел, даже если бы немцы провели такое исследование, то получили бы недостоверные данные. У нас смертность и травматизм детей-пассажиров будут сильнее зависеть не от числа поездок детей без кресел, которых, наверное, около 90%, а от других факторов, влияющих намного сильнее.
Значит ли это, что опыт Германии не востребован? Отнюдь! По мере изменения психологии водителей, по мере перехода автокресла из категории «модного и престижного» товара в категорию «абсолютно необходимого» (как тормозные колодки) товара, опыт будет использован.
Уже сегодня можно издать брошюру UDV, посвященную не только автокреслам, но и иным факторам безопасности ребенка при транспортировке. И это будет очень актуально, ведь дорожные аварии остаются ведущей причиной смерти среди детей в мире. Согласно исследованию ЮНИСЕФ, доля ДТП, как причины смерти, среди иных причин, доходит до 40% в масштабах Европы, и можно было бы дополнительно избежать 12000 смертельных случаев с детьми в год, если бы в каждой стране Европе безопасность детей при перевозке достигла уровня Швеции. И пусть Украине пока далеко как до Швеции, так и до Германии в этом плане, но важно, что у нас уже сформировалось понимание того, что безопасность детей в автотранспорте – не личная проблема родителей. Не просто одна из многих «проблем народонаселения». Она имеет далеко идущие социальные и экономические последствия. Самые непосредственные – для продавцов автомобилей, бензина и масел, услуг автосервиса, а также страховых компаний. Более отдаленные – для здравоохранения, социального обеспечения и экономики государства в целом.