X

Рисуй что хочешь!

Сотрудникам ГАИ запрещено требовать у водителей разрешения на размещение рекламы

Сотрудникам ГАИ запрещено требовать у водителей разрешения на размещение рекламы

В сентябре 2003 года введен в действие закон №1121-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе». Сотрудникам Госавтоинспекции запретили требовать у водителей согласование на ее размещение.

Раньше нанесение любой рекламной информации на транспортное средство (ТС) необходимо было согласовывать с Госавтоинспекцией. К этому владельцев автомобилей обязывал приказ МВД Украины № 583 от 23.07.01 «О порядке согласования размещения рекламы на транспортных средствах…», зарегистрированный в Минюсте, а также ныне действующие Правила дорожного движения (далее – Правила). Напомним, что п. 2.1(в) Правил предусматривает наличие согласования в числе документов, необходимых для управления автомобилем, если на машинах размещена реклама. Его оформление обходилось недешево – в среднем около 180 грн. Если «разрешающего» документа у водителя с собой не было, инспекторы ГАИ привлекали последнего к ответственности согласно ч. 3 ст. 126 КоАП Украины, предусматривающей штраф от 8,5 до 17 грн. Определять размер взыскания мог работник Госавтоинспекции.

Со вступлением в силу новой редакции Закона «О рекламе» от 24.09.2003 г. ситуация изменилась. Так, в статье 18 этого закона сказано, что размещение рекламы на ТС согласуется только с владельцами объектов транспорта или уполномоченными ими органами (лицами). При этом реклама должна соответствовать требованиям безопасности и Правил дорожного движения. Более того, п. 3 этой же статьи указывает, что если реклама на ТС размещена с соблюдением требований безопасности и ПДД, запрещается требовать от их владельцев разрешения, согласования и другие документы, касающиеся рекламной информации.

В упомянутой статье 18 предусмотрены также ограничения на размещение рекламы. В частности, нельзя наносить ее на стеклянные (прозрачные) поверхности ТС, за исключением случаев, когда используются материалы, обеспечивающие беспрепятственный обзор из салона. Указано также, что нельзя размещать рекламу, если она:

– повторяет или имитирует цветографические схемы специальных и оперативных ТС;

– сопровождается звуковыми или световыми сигналами;

– наносится с применением световозвращающих материалов.

Поскольку некоторые существующие подзаконные документы противоречат закону «О рекламе», Кабинету министров поручено до 1 января 2004 года привести в соответствие с ним действующие нормативные документы министерств, ведомств и других органов исполнительной власти.

Таким образом, разработчику нынешних ПДД – Научно-исследовательскому центру безопасности дорожного движения нужно внести предложение в КМ Украины исключить из п. 2.1(в) Правил требование о том, что водители ТС с размещенной на них рекламой должны иметь согласование, выданное подразделениями ГАИ МВД, а Министерству внутренних дел Украины необходимо отменить свой приказ № 583, санкционирующий подготовку и выдачу в ГАИ разрешений на размещение рекламы.

Однако сегодня, пока еще формально действует приказ МВД и п. 2.1(в) ПДД, работники ГАИ, действующие на основании приказа, могут интересоваться наличием «разрешительного» документа. Вместе с тем, водители имеют полное право не предъявлять и не получать согласование на размещение рекламы, ссылаясь на новую редакцию Закона «О рекламе».

 Мнение Госавтоинспекции  

Зиновий Дерех
Заместитель начальника НИЦБДД МВД Украины полковник милиции

Следует отметить, что ст. 18 нового Закона Украины «О рекламе» несколько несовершенна. Так, в ней сказано, что запрещено требовать у владельцев ТС согласование, если реклама, расположенная на их машине, отвечает требованиям безопасности и соответствует ПДД. Законодатели попытались изложить в вышеупомянутой статье, какую именно рекламу и в каких местах запрещено наносить на ТС. Однако этот перечь в полной мере не соответствует законодательным актам, действующим в сфере обеспечения безопасности движения – нормам и правилам международной Конвенции о дорожном движении, подписанной нашим государством, и Закону Украины «О дорожном движении». К примеру, в п. 4 ст. 32 Закона сказано, что переоборудование, которое привело к изменению учетных данных машины, должно быть отражено в ее регистрационных документах. Имеется в виду, что в ст. 18 закона «О рекламе» не указаны ограничения на площадь рекламы, при размещении которой изменяется цвет транспортного средства. Не сказано и о том, что нельзя размещать рекламу на номерных знаках, что не соответствует ст. 37 закона «О дорожном движении».

Мы считаем, что Закон «О рекламе» нуждается в доработке. Прежде всего, в нем не совсем корректно указаны технические требования к размещению рекламы на транспорте и в уличной дорожной сети. С целью координации деятельности субъектов рекламного рынка Кабинетом министров Украины создан Совет по вопросам рекламы, в который, кстати, входит один из руководителей МВД, с помощью которого Госавтоинспекция будет инициировать необходимые изменения и коррективы в этом законе.

Пока же остается много вопросов, требующих урегулирования. В частности, кто будет определять соответствие размещения рекламы требованиям безопасности и ПДД? Как будет производиться запрет эксплуатации ТС с рекламой, размещенной неправильно? Каким образом решатся эти вопросы, покажет время.

 Мнение адвоката  

Вадим Володарский
Старокиевское адвокатское объединение г. Киева «Адвокат»

С началом действия Закона Украины «О рекламе» требования подзаконных актов, обязывавших водителя получать и предъявлять сотрудникам ГАИ документы о согласовании размещения рекламы на транспортном средстве, следует считать утратившими силу. Закон юридически выше данных подзаконных актов, и в случае возникновения противоречий граждане и должностные лица обязаны руководствоваться именно требованиями закона, не дожидаясь приведения в соответствие с ним подзаконных актов.

Поскольку Закон «О рекламе» является более новым и вступил в силу позже, к регулированию соответствующих правоотношений должны применяться именно его нормы, коль скоро законодатель принял решение изменить принципы такого регулирования.

Таким образом, может проверяться только фактическое соответствие размещенной на транспортном средстве рекламы требованиям вышеупомянутого закона, а не наличие у водителей каких-либо разрешительных документов.

Подготовил Юлий Максимчук

Водоплавающий троллейбус

28 октября в 6.40 утра в Ворошиловском районе Донецка произошло ЧП. Как сообщили в донецком Управлении ГАИ МВД Украины, у подъезжающего к мосту через речку Кальмиус троллейбуса от проводов высокого напряжения отсоединились «рога» – токоприемники. Водитель вышла из троллейбуса, чтобы подсоединить их, и вдруг транспортное средство покатилось под уклон.

Неуправляемая машина, постепенно набирая скорость, врезалась в стоящую на остановке маршрутку Mercedes. К счастью, при этом никто не пострадал – людей в ней не было.

После столкновения троллейбус выехал на встречную полосу, где снова врезался в маршрутку, на сей раз уже с людьми. От удара маршрутный автобус загорелся, а троллейбус вылетел на тротуар, снес опору остановки и съехал по плитам набережной в реку.

По словам сотрудников донецкого Управления ГАИ, человеческих жертв удалось избежать. Некоторые пассажиры троллейбуса во время его бесконтрольного движения успели выпрыгнуть из салона, и лишь несколько оказались в ледяной воде. Всех их благополучно вытащили на берег. Нужно отдать должное мужеству водителя загоревшейся «Газели» – он не покинул маршрутку до тех пор, пока не помог всем пассажирам выбраться. По данным МЧС, в трагедии пострадали 9 человек, причем после врачебного обследования только четверо остались в больнице.

Осторожно, дети!

Начались осенние каникулы, которые продлятся с 3 по 9 ноября. Как правило, большинство школьников проводит их в родном городе. По статистике Госавтоинспекции, в это время возрастает детский дорожно-транспортный травматизм. Призываем водителей быть более внимательными – дети могут неожиданно появляться на дороге. Обращаемся к родителям с просьбой организовать досуг своих любимых «чад» таким образом, чтобы не создавать угрозу их жизни.

Статистика ГАИ

Коварный снегопад

Конец октября отмечен первым серьезным напоминанием о грядущей зиме. Сильные снегопады и гололед привели к росту количества дорожно-транспортных происшествий. Так, с 22 по 29 октября украинская Госавтоинспекция зафиксировала 1146 ДТП, что на 13% больше, чем за аналогичный период позапрошлой недели. В них погибли 183 человека (на 21 больше) и травмированы 1211 участников движения (на 181 больше).

Несмотря на ухудшение погоды, дисциплинированнее участники дорожного движения не стали – количество нарушений ПДД возросло на 2% (всего 118819 случаев). Увеличилось на 7% (23063) количество нарушений дорожной «азбуки» пешеходами.

Единственный позитивный факт – пить за рулем стали меньше. Число нетрезвых водителей, выявленных инспекторами ГАИ, сократилось на 245 человек.

Уважаемые участники дорожного движения, не превышайте разрешенной скорости движения и строго придерживайтесь ПДД! Помните, что соблюдать Правила нужно не для инспектора ГАИ, а в целях собственной безопасности.

Информация предоставлена ЦОС МВД Украины