X

Эвакуаторы вернулись!

На столичных улицах многие заметили работающие эвакуаторы, хотя принудительный вывоз автомобилей отменили еще зимой. Мы решили выяснить причину их возвращения, а также степень эффективности мероприятий, направленных на борьбу с заторами.

На столичных улицах многие заметили работающие эвакуаторы, хотя принудительный вывоз автомобилей отменили еще зимой. Мы решили выяснить причину их возвращения, а также степень эффективности мероприятий, направленных на борьбу с заторами.

На столичных улицах многие заметили работающие эвакуаторы, хотя принудительный вывоз автомобилей отменили еще зимой. Мы решили выяснить причину их возвращения, а также степень эффективности мероприятий, направленных на борьбу с заторами.

Усугубившаяся в последнее время ситуация с заторами на дорогах заставила городские власти вновь начать борьбу с нарушителями правил парковки. В прошлом году при помощи эвакуаторов мешающие автомобили увозили на штрафплощадку. Но эта мера не помогала: забирали машины выборочно – «крутых» не трогали, да и у многих возникал вопрос о законности принудительной эвакуации. Именно поэтому судебным решением в декабре 2005 года эту практику отменили.

Следующим шагом борьбы городских властей с нарушителями была блокировка колес автомобилей, стоящих в неположенных местах. Такая мера тоже оказалась малоэффективной – в запрещенных местах не парковались только во время работы блокираторщиков, а стоящие с «капканом» машины совсем не улучшали пропускную способность улиц. Позже и этот способ профилактики нарушений был отменен по решению суда.

Второе пришествие

Причиной возвращения эвакуаторов на столичные улицы стала инициатива нового киевского мэра Леонида Черновецкого. Однако теперь принцип работы эвакуаторов совершенно другой: автомобили, создающие неудобства для транспорта, не везут на штрафплощадку, а перемещают в те места, где они не мешают проезду – например, на тротуар. Плата за данную «услугу» не взимается, а на владельца, если, конечно, его дождется работник ГАИ, составляется админпротокол по ч. 2 ст. 122 КоАП Украины, предусматривающий за неправильную парковку чисто символический штраф – от 3,4 до 8,5 грн.

Чтобы продемонстрировать работу эвакуаторов, столичная ГАИ и коммунальное предприятие «Киевдорсервис» организовали «показательные выступления» для журналистов. Ареной выбрали улицу Пушкинскую с односторонним движением. Неправильно запаркованые машины здесь стояли по обе стороны проезжей части, что существенно сужало ширину проезда.

Из-за большого количества нарушителей эвакуатор был вынужден начать свою работу прямо посреди дороги. И первой его «жертвой» оказался Chevrolet Aveo. На подготовительные работы к подъему машины ушло около четырех минут. Тем временем за эвакуатором, который полностью перегородил проезд, стали выстраиваться автомобили. В итоге они образовали приличную пробку, хвост которой повернул вниз по ул. Богдана Хмельницкого и начал опускаться к Крещатику. На подъем машины-нарушителя ушло еще 3 минуты.

Многие водители заглушили двигатели и вышли понаблюдать за эвакуацией. Подойти ближе и высказать свое мнение о происходящем никто так и не решился, видимо из-за большого количества сотрудников милиции. Спустя 7 минут Aveo оказался на платформе погрузчика, еще несколько минут ушло на его закрепление. В итоге по прошествии 10 минут (!) автомобиль убрали с дороги. Хотя пропускная способность улицы от этого, честно говоря, не увеличилась.

На перевозку автомобиля-нарушителя и снятие его с погрузчика ушло еще около 10 минут, и в течение всего этого времени за эвакуатором затор пополнялся все новыми и новыми машинами. В итоге движение транспорта было возобновлено только спустя 20 минут с начала работы погрузчика.

Что делать

Итак, выборочное наказание нарушителей правил стоянки не может уменьшить их количество. Необходимо вести учет всех нарушений каждого водителя, что даст возможность ГАИ применять строгие меры к самым злостным нарушителям ПДД, в частности правил парковки. Это можно осуществить с помощью единой компьютерной базы ГАИ «Админпрактика», которая уже создана, но пока еще не работает.

К увеличению штрафов, инициируемому ГАИ, можно добавить систему бонусов. Например, если водитель оплачивает штрафную квитанцию в день нарушения, он имеет право на скидку. В противном случае штраф с каждым днем будет расти, пока не заинтересует судебных исполнителей. По нашему мнению, это позволит существенно поднять дисциплину оплаты штрафов.

Заставить водителей платить можно и другими способами, сделав невозможными при наличии неоплаченных штрафов прохождение технического осмотра, получение различных документов и справок в ГАИ.

А что же эвакуаторы? Они, несомненно, нужны. В частности, для того, чтобы убирать неправильно припаркованные автомобили, действительно мешающие проезду транспорта или спецтехники (например, в случае пожара). А при дорожно-транспортных происшествиях эвакуатор очистит дорогу от машин, которые не могут передвигаться самостоятельно.

 Мнение ГАИ 

Леонид Николаенко
Заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины, полковник милиции

Чтобы решить проблему заторов на улицах столицы, нужен комплексный подход. Одной из первоочередных задач является строительство объездных дорог вокруг Киева для увода транзитного транспорта, а также создание на окраинах города стоянок, чтобы приезжие могли оставлять там машины и отправляться в город на общественном транспорте. Это касается не только столицы, но и всех областных центров. Кстати, подобные стоянки успешно функционируют в России.

Впрочем, без существенного увеличения штрафов все эти меры вряд ли принесут результат, ведь сейчас гораздо дешевле оставить свой автомобиль в неположенном месте, чем платить за паркинг в центре города. Надеемся, уже в ближайшее время народные депутаты пятого созыва примут законопроект об увеличении ответственности за нарушение ПДД. Кроме того, данным законопроектом предусмотрено изъятие талона предупреждения до погашения штрафа.

Еще один камень преткновения – столичные паркинги, созданные районными коммунальными предприятиями по парковке без согласования с ГАИ. Мы выписали уже более 100 предписаний о ликвидации или реорганизации подобных стоянок, но парковщики на них практически не реагируют.

 Парковаться станет невыгодно

Столичные стоянки подчинены районным советам, при которых действуют коммунальные предприятия по парковкам. На днях они подготовили и отправили на подпись мэру Киева Леониду Черновецкому предложение о повышении платы за их услуги. Если мэр его утвердит, то стоимость часа парковки в центре столицы будет составлять от 5 до 20 грн. По мнению водителей, такая цена делает законную парковку невыгодной. Ведь проще заплатить штраф максимум 8,5 грн. и оставить машину в неположенном месте хоть на целый день. Кстати, местный налог (парковочный сбор), который идет в бюджет города, по-прежнему составляет 17 коп. за одно место.

Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка